Программа мероприятий


  • Конференц-зал 1 («Открытое Министерство», ЦВЗ «Манеж»)
  • Конференц-зал 2 (программа ИКОМ, ЦВЗ «Манеж»)
  • Конференц-зал 3 («Музейный гид», ЦВЗ «Манеж»)
  • Зал 4 (Лаборатория Музейного гида, ЦВЗ «Манеж»)
  • Музеи Московского Кремля (Мироваренная палата Патриаршего дворца)
  • Музей архитектуры имени Щусева (ул. Воздвиженка, д.5/25, флигель «Руина»)
  • Государственный исторический музей (Площадь Революции, 2/3)
  • Сцена

  • 12:00–14:00

    Утреннее заседание. Курс на модернизацию: архитектура музейных зданий сегодня

    Сессия посвящена вопросам:
    — Современные тенденции музейной модернизации: взгляд с двух сторон (музей/архитектор).
    — «Музей-аттракцион»: функциональная vs эстетическая специфика архитектуры музейных зданий. Или чем должно быть музейное здание — «храмом искусства»/вместилищем для коллекции или самоценной архитектурной достопримечательностью?
    — Новые функции музея (культурный и образовательный центр) — новые вызовы для архитектора?
    — Какие задачи решает музей посредством модернизации здания: международная и российская специфика.

    Участники:

    Х. Г. Мерц (Штутгарт, Германия), архитектор, дизайнер, глава архитектурного и дизайн-бюро HG Merz architekten museumsgestalter;

    О. Явейн (Санкт-Петербург), архитектор, архитектурная мастерская «Студия 44», руководитель проекта реконструкции и реставрации Музейного комплекса Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба;

    Е. Асс (Москва), архитектор и художник, основатель и ректор Архитектурной школы «МАРШ», профессор МАрхИ, автор проекта реконструкции филиала ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде;

    А. Нагавицын (Москва), архитектор, управляющий партнер архитектурного бюро АРХСТРУКТУРА, автор проектов реконструкции филиала ГЦСИ в Екатеринбурге и Томске;

    Ю. Аввакумов (Москва), архитектор, художник и куратор, автор проекта реконструкции Северо-Кавказского филиала ГЦСИ во Владикавказе;

    А. Трапкова (Москва), заместитель директора ООО «Парк Девелопмент»;

    В. Дукельский (Москва), ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии, культуролог и музеевед;

    С. Гнедовский (Москва), вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук;

    В. Гриценко (Тула), директор Государственного военно-исторического и природного заповедника «Куликово поле».

    А. Лебедев (Москва), доктор искусствоведения, руководитель Лаборатории музейного проектирования Школы дизайна ВШЭ. Ведущие
  • 15:00–17:00

    Дневное заседание. Музейная педагогика и художественное образование для детей и подростков: в поисках актуальных форматов

    Ведущие специалисты из разных городов России в области детского художественного образования и музейной педагогики соберутся вместе, чтобы обсудить разные практические и теоретические вопросы работы с детьми и подростками на материале современного искусства. Рассматривая разные подходы к обучению и специфику каждого региона, спикеры предложат наиболее эффективные стратегии работы, опираясь на потенциал современного художественного процесса.

    Участники:>

    Д. Маликова (Екатеринбург), главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в составе ГМВЦ РОСИЗО, куратор образовательных проектов Уральской индустриальной биеннале современного искусства;

    Е. Герасимова (Москва), заведующая отделом образовательных программ, ГТГ;

    Л. А. Неменская (Москва), профессор, заместитель директора Центра непрерывного художественного образования (Московский институт открытого образования), лауреат премии Президента РФ в области образования;

    Н. Селиванов (Москва), руководитель «Мастерской художественного проектирования» (КЦ ЗИЛ), к. п. н., директор АНО «Культурное наследие в цифровых технологиях. Адит-премия»;

    Н. Петрова (Москва), методист отдела эстетического воспитания детей и юношества, детский центр «Мусейон» при ГМИИ им. А. С. Пушкина, преподаватель изостудии центра эстетического воспитания детей и юношества, «Мусейон» при ГМИИ им. А. С. Пушкина;

    Е. Игнатушко (Нижний Новгород), начальник научно- просветительского отдела, Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО (Арсенал, Нижний Новгород); куратор образовательных программ, педагог;

    П. Зотова (Москва), заведующая отделом научной популяризации искусства, Московский музей современного искусства;

    А. Шипицина (Пермь), ведущий специалист отдела научных исследований и музейной педагогики, КГАУ «Музей современного искусства PERMM».

    А. Суздалев, руководитель Творческих студий ГЦСИ; педагог, специалист методического сектора, научно- методический отдел Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО. Ведущие
  • 19:00–20:30

    Вечернее заседание: ключевой доклад «Мимоза. Симфония вкуса / Вкус истории»

    Об экспериментальной архитектуре и альтернативных методах строительства. В Германии, равно как и во всем мире, он по праву считается одним из ведущих специалистов в этой области. Кроме того, профессор Мерц поделится уникальным опытом реализации успешных проектов реновации исторических музейных зданий, проектов-вызовов для архитектора. www.hgmerz.com

    Проф. Х. Г. Мерц / Prof. Hans Günter Merz (Штутгарт, Германия), архитектор, музейный дизайнер, глава архитектурного и дизайн-бюро HG Merz architekten museumsgestalter, президент Совета Университета Баухаус в Веймаре.

    Ведущие
  • 21:00–22:00

    Аудиовизуальный вечер в Аптекарском приказе (Аптекарский приказ Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева)

    Перформанс мультидисциплинарных художников из Москвы — А. Коханова, Д. Мазурова и А. Изгагина, в котором участники осуществят звуковую экспансию в пространство Аптекарского приказа. С помощью генератора случайных чисел художники выбрали произведения из коллекции ГЦСИ — сгенерированные номера соответствуют инвентарным номерам произведений, которые они будут переводить в аудиальный формат.

    Д. Бирюкова, главный специалист сектора мультимедийных программ отдела художественных и междисциплинарных программ, дирекция ГЦСИ в составе ГМВЦ РОСИЗО. Ведущие
  • 12:00–14:00

    Утреннее заседание. Как научить куратора современного искусства

    Профессия куратора в области современного искусства — это профессия будущего. Спрос на профессионалов в области кураторства возрастает среди музеев, галерей, центров искусств в России и за рубежом.
    Компетенции куратора включают необходимость чувствовать пульс современности и обладать практическими навыками в реализации художественных проектов.
    В первой части сессии разные образовательные институции представят свои уже существующие программы подготовки кураторов. Вторая часть сессии будет посвящена обсуждению общих целей и задач образовательных программ, направленных на формирование куратора современного искусства.

    Участники:

    Д. Пыркина, заместитель директора Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО;

    Е. Кочеткова, кандидат искусствоведения, преподаватель Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова;

    Д. Камышникова, директор школы «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства;

    Н. Фукс, куратор, руководитель сектора мультимедийных программ Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО;

    А. Козловская, выпускница магистерской программы «Кураторство художественных проектов» факультета истории искусств РГГУ (2016); участник 5-й московской кураторской летней школы V-A-C, сокуратор проекта «Войти и разрешить»;

    Н. Палажченко, куратор программы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA;

    О. Туркина (Санкт-Петербург), доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств (факультет свободных искусств и наук СПбГУ), кандидат искусствоведения; руководитель первой в России и пока единственной дающей два диплома (СПбГУ и знаменитой Curatorial Studies Bard Colledge) магистерской программы «Кураторские исследования» на факультете свободных искусств и наук СПбГУ; куратор выставок современного искусства; ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея;

    С. Шурипа (Москва), российский художник, куратор, преподаватель Института проблем современного искусства;

    М. Мкртычева, руководитель образовательных программ, V-A-C Foundation.

    А. Джеуза, начальник научно-методического отдела Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО. Ведущие
  • 15:00–17:00

    Дневное заседание. Подготовка аудитории к восприятию современного искусства

    В сессии будет затронут один из самых актуальных вопросов, касающихся популяризации современного искусства: как подготовить аудиторию к восприятию нового. Первая часть сессии посвящена профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в области современного искусства. Фокус будет направлен на конкретный пример: программу повышения квалификации для учителей школ и вузов, которая готовится ГЦСИ совместно с МГИК.
    Вторая часть сессии посвящена «медиаторам», фигуре, которая в последнее время стала одной из ключевых для успешной реализации выставочного проекта.
    В заключительной части сессии будет обсужден важный шаг, необходимый для популяризации современного искусства среди широкой публики: создание общей истории российского современного искусства, включая все регионы, что поможет рассматривать современное искусство как часть художественного исторического процесса, характерного не только для столиц, но и происходящего на всей территории страны.

    Участники:

    А. Шувалова, искусствовед, заведующая методическим сектором научно-методического отдела Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО; О. Шишко, руководитель отдела кино и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина;

    Д. Маликова, главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО; куратор образовательных проектов Уральской индустриальной биеннале современного искусства;

    М. Букова, директор музейного центра «Площадь Мира» в Красноярске;

    А. Егорова, кандидат культурологии, руководитель Мастерской современного искусства Екатеринбургской академии современного искусства;

    Т. Галеева (Екатеринбург), критик, кандидат искусствоведения, декан факультета искусствоведения и культурологии УрГУ;

    А. Бойко (Санкт-Петербург), ведущий методист по музейно-образовательной деятельности, отдел «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ» Русского музея; кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства;

    А. Курехина (Санкт-Петербург), директор Центра современного искусства им. С. Курехина;

    Г. Янковская (Пермь), д. и. н., профессор кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета; руководитель отдела научных исследований и музейной педагогики Музея современного искусства PERMM;

    С. В. Кудрявцева, заведующая сектором «Молодежный центр» Государственного Эрмитажа;

    О. Г. Махо, заведующая научно-методическим сектором научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа.

    А. Джеуза, начальник научно-методического отдела Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО. Ведущие
  • 19:00–20:30

    Вечернее заседание: ключевой доклад. Прогуливаясь сквозь чужие грёзы

    В октябре 2017 г. центр FRAC (Валь-де-Луар) откроет первую архитектурную биеннале, называющуюся «Прогуливаясь сквозь чужие грезы». Название подтверждает наше интуитивное понимание акта творения в искусстве и архитектуре, представляющегося особенным способом отправиться на прогулку по нашим мечтам и вернуться, чтобы рассказать свою, частную историю. Эти «прогулки» особенно актуальны сейчас, в момент максимальной неопределенности будущего, зависящего от того, как мы справимся с экологическими проблемами, геополитическими потрясениями и потоками мигрантов.

    Ж. Рион / Gilles Rion (Валь-де-Луар, Франция), руководитель публичной программы территориального развития центра FRAC-Val de Loire (с 2008 г.), выпускник Льежского университета по направлению «антропология коммуникации», специалист по истории бельгийского «аутсайдер-арта».

    Ведущие
  • 21:00–22:00

    Аудиовизуальный вечер в Аптекарском приказе (Аптекарский приказ Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева)

    Медиахудожник, музыкант и композитор А. Епишев представит свою импровизационную аудиовизуальную программу с акустическим пианино в Аптекарском приказе 27 мая 2017 г.

    Н. Фукс, руководитель сектора мультимедийных программ, Государственный центр современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО. Ведущие
  • 14:30–16:30

    Круглый стол. Специфика работы с пенсионерами

    В России существует дефицит программ, направленных на работу музея с людьми пожилого возраста. Данный сегмент аудитории требует особого подхода для расширения понимания современных процессов в искусстве. В первой части сессии сотрудники институций, которые уже работают с пенсионерами, поделятся своим опытом. Вторая часть сессии будет посвящена совместному «мозговому штурму» о подходах в работе с категорией посетителей 55+.

    Участники:
    М. Сакирко (Москва), руководитель Лектория Музея Москвы;
    П. Спорышева (Нижний Новгород), главный специалист научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО;
    Ю. Бычкова (Москва), продюсер культурных мероприятий; В. Кандаурова (Москва), руководитель отдела по связям с общественностью МОММА;
    А. Джеуза, начальник научно-методического отдела Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО.

    А. Джеуза, начальник научно-методического отдела Государственного центра современного искусства в составе ГМВЦ РОСИЗО. Ведущие
  • 17:00–19:00

    Творческая лаборатория. Музей в воображаемом будущем

    В рамках фестиваля «Интермузей» Р. Тавасиев предложит работникам музеев сформулировать свое видение того, каким мог бы быть художественный музей в воображаемом будущем. В работе программы могут участвовать все музейные работники, заинтересованные в развитии музеев, а также неравнодушная аудитория культурных институций.

    Участникам программы предлагается ответить на вопросы специально составленных анкет. Анкеты участникам будут высланы по электронной почте. С помощью анкет в воображении музейного работника сформируются модель воображаемого будущего и представление о художественном музее в этой фантастической модели.

    Эссе участников будут размещены в открытом доступе в специальном разделе на сайте www.imaginaryfutureart.com.

    Результаты реализации проекта будут представлены в ходе творческой лаборатории. Она будет включать выступление исследователя научной фантастики С. Шикарева с анализом образа музея в научной фантастике и выступление Р. Тавасиева с докладом о том, какие результаты получены от музейной общественности, и обсуждение этих результатов с участием художников, музейщиков и всей заинтересованной публики.

    Р. Тавасиев, российский художник Ведущие