Ежегодный фестиваль «Интермузей» проводится с 1999 года. Авторами идеи стали главный редактор журнала «Мир музея» Юрий Пищулин и Татьяна Кибальчич. Первый фестиваль проходил под девизом «Музеи – 3-му тысячелетию» и собрал 178 организаций в «Экспоцентре» (включая музеи, галереи, издательские дома, дизайнерские фирмы, изготовителей сувенирной продукции и пр.) За эти годы «Интермузей» проходил на ВВЦ, в ЦДХ, в ЦВЗ «Манеж», а в 2002 году – в Санкт-Петербургском Манеже.

Предлагаем вашему вниманию избранные фотографии «Интермузея–1999» из личного архива Александра Шклярука, который также стоял у истоков фестиваля, создал сайт фестиваля. Вёл исключительно редкую по тем временам прямую трансляцию событий и фоторепортажей с фестивальной площадки. Более полный фоторепортаж можно посмотреть на страничке фестиваля в Facebook.

А также публикуем отрывки из заметок к истории «Интермузея», подготовленных Наталией Вороновой, которая в конце 1990х-2000гг. работала в журнале «Мир музея» и стала участницей тех начинаний и процессов, которые в итоге привели к появлению знакомого сегодня всем «Интермузея» (опубликовано в журнале «Мир Музея» в 2016г.). Благодарим за предоставленные материалы коллег из журнала «Мир музея» – многолетнего информационного партнера фестиваля (начиная с 1999г.).

«Идея создания музейной мега-ярмарки с названием «Интермузей» (да‑да, именно ярмарки!) возникла у Юрия Петровича Пищулина в начале 1990‑х годов. Этот исключительный человек был крупнейшим музейным авторитетом, настоящим экспертом в большинстве отраслей музейного дела. Он возглавлял лабораторию музееведения, существовавшую в структуре всесоюзного «Музея революции», знал фонды и экспозиции практически всех музеев России, возобновил старейшее музейное издание страны— «Советский музей», позже переименованный в «Мир музея», прекрасно знал зарубежные выставки, связанные с музейной тематикой.

90‑е годы стали для музеев временем утраты межмузейных связей, поисков своего места в новых экономических условиях, а часто и просто выживания. Традиционные формы обмена опытом стали невозможны. Надо отдать должное музеям – они искали выход из ситуации. Участвовали в туристических выставках, на стендах тур­фирм и самостоятельно, представляя города, целые области, стараясь стать лицом города, стать его брендом, участвуя в развитии туризма. Но большинству музеев требовался дополнительный толчок. …

В начале 1990‑х у Юрия Пищулина на радио была передача, автором и ведущим которой он был, – там впервые и прозвучало имя будущего фестиваля: «Интер­музей». Но только в 1997 году, когда, как говорится, «сошлись звёзды» – появился такой же талантливый, как и автор проекта, организатор – Татьяна Александровна Кибальчич, присоединился знаток и эстет, «музейный человек‑оркестр» Александр Фёдорович Шклярук, подтянулись опытные музейщики – и началась реальная работа над проектом. … Стоит сказать, что Ю. П. Пищулин продумывал разные форматы проведения фестиваля. Один из них такой: в течение года фестиваль проходит во всех регионах страны, а победители становятся участниками финальной – московской – части фестиваля.

…Идею проведения фестиваля поддержало Министерство культуры РФ, ИКОМ, Комитет по культуре Правительства Москвы, и это было крайне важно. Кстати, ярмарка превратилась в фестиваль по воле тогдашних чиновников Министерства культуры, потому что, мол, не может музей (это же храм!) участвовать в какой‑то ярмарке…

…А зрителю, которому, скорее всего, никогда в жизни не доехать до большинства музеев, была предоставлена возможность в одном месте, под одной крышей, «посетить» десятки музеев, увидеть их главные экспонаты…

… И как результат первого «Интермузея» – активизировалась и получила новый стимул развития жизнь музеев, в профессиональном сообществе восстанавливались связи, осваивались и вводились в практику новые музейные технологии.

…За прошедшие годы выросло новое поколение музейных сотрудников, изменились задачи, ситуация в музейной жизни, и естественно, что изменился главный музейный форум. Это сравнимо с жизнью театра: приходит новый главный режиссёр — меняется репертуар, художественный почерк. И всё же – знаю от самих музейщиков, участников многих «Интермузеев», что они и по сей день с восторгом вспоминают тот первый, яркий и прекрасный «Интермузей–99»…

В этом году в рамках фестиваля «Интермузей» уже в третий раз будет вручена премия имени Ю.П.Пищулина «За лучшую инициативу в сфере музейного дела», учреждённую журналом «Мир Музея». Главный редактор журнала Алексей Пищулин: «Вручение «музейной совы» уже стало традицией главного цехового мероприятия. Ежемесячный формат журнала «Мир Музея», его многолетняя история и традиции позволяют заинтересованно отслеживать всё, что происходит в нашей отрасли, и связывать опыт прошлого с новациями, ценными начинаниями и знаковыми событиями. Тем самым, мы выполняем главную задачу, поставленную когда-то Ю.П. Пищулиным: …обеспечивать коммуникацию между профессионалами, служить площадкой для «обкатывания», отработки, поиска новых подходов, новых форм работы в древнем, консервативном и всегда сверхсовременном музейном деле».

Вручение премии состоится в рамках церемонии награждений и закрытия фестиваля 3 июня (15.00, главная сцена). Посмотреть архивные каталоги первых фестивалей, предоставленные Наталией Вороновой, можно в пресс-центре «Интермузея–2018» в 75 павильоне ВДНХ.