Новости

19.05.2017

Музей будущего – Будущее музеев

Публичные интервью с директорами крупнейших музеев, выступления иностранных специалистов, командные игры, тренинги, пройдут на восьми площадках, в течении 5 дней работы фестиваля «Интермузей 2017».

Например, «Музей будущего и будущее музея» обсудит писатель, телеведущий Александр Архангельский в формате публичных интервью с генеральным директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, директором ГМИИ им. Пушкина Мариной Лошак и директором Центра изобразительных искусств BOZAR (Брюссель, Бельгия) Полем Дюжарданом. В течении пленарной сессии «Музей и новая реальность» журналист Фекла Толстая обсудит главную тему фестиваля с генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой; Энрике Оливейра (Рио-де-Жанейро, Бразилия), исполнительным директором «Музея будущего» (Museum of Tomorrow); Марио-Риита Салониеми (Тампере, Финляндия), директором музейного центра Ваприикки в Тампере; Марком О’Нилом (Глазго, Великобритания).

Эти и многие другие российские и западные эксперты о главном уже 25 мая (следите за расписание в разделе «Программа»). Претворяя же тему этого года, мы публикуем выдержки из специального каталога фестиваля – мнения экспертов о том, в каком направлении развиваются современные музеи и к чему они должны прийти? Каков он, музей будущего? Об этом рассказали музейные работники России, стран СНГ и зарубежных государств.

Диана Уолтерс, почётный старший научный сотрудник Университета Эксетера (Великобритания), консультант неправительственной организации «Культурное наследие без границ»
Развитие музеев – достаточно сложный процесс. С одной стороны, музеи сталкиваются с реальными угрозами: затруднениями в финансировании, проблемами с политикой идентичности, доминирующими актуальными событиями… Но все эти негативные аспекты можно рассматривать и как возможности для поиска новых путей развития. Я всегда руководствуюсь фразой «на службе общества». Думаю, что именно в этом и заключается истинная ценность музеев. И именно этот принцип должен стать основой для формирования будущего.

Джаспер Виссер, управляющий партнёр консалтинговой компании VISSCH+STAM, специалист по социальным и культурным инновациям
Музей будущего – это сильный и дерзкий музей, который может влиять на свой город, местное сообщество, страну и мир в целом. Вот пример. В 2014-2016 годах Национальный музей Боснии и Герцеговины не получал никакого финансирования из-за политических распрей. Однако сотрудники продолжали работу по сохранению фондов. Спустя некоторое время местная неправительственная организация решила сотрудничать с музеем, чтобы показывать публике богатейшие коллекции. При этом музейщики продолжали трудиться безвозмездно. Они провели очень успешную pr-кампанию под названием #jasammusej («Я сам музей»), которая создала так много шума (в хорошем смысле), что правительство наконец решило проблему с финансированием. В результате музей открылся заново, а его сотрудники были удостоены премии Europa Nostra.

Славко Спасич, председатель ИКОМ Сербия , генеральный директор Музея естественной истории (Сербия)
Музеи должны следовать динамике изменений, начиная с внутренних структур и бизнес-стратегий, и заканчивая коммуникационными технологиями. Современный музей должен позиционировать себя как духовный и культурный центр своей социальной среды. В этом случае, с одной стороны, общество влияет на содержание деятельности музея, с другой стороны – музей сам оказывает влияние на социальную среду. Музей должен стать источником энергии в обществе.

Ирина Великанова, директор Музея современной истории (Москва)
Определение направлений развития музейной сферы – это, с одной стороны, приоритет деятельности музейного сообщества. С другой, существуют Основы государственной культурной политики, разработанные Министерством культуры РФ, где определены цели и стратегические задачи развития отечественной культуры. Нельзя недооценивать и роль посетителей: музейная аудитория становится всё более требовательной, и музеи должны соответствовать её запросам. Сегодня очень важна работа над созданием современного музейного пространства: дизайнерские решения должны помогать ввести посетителя в атмосферу эпохи, а экспозиция – масштабна, драматична, с обязательным использованием новейших мультимедийных технологий. Главным должен по-прежнему оставаться подлинный музейный экспонат – ведь именно он остаётся «центром притяжения» посетителей.

Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма (Москва)
Музеи в целом постепенно перестают быть замкнутым кластером, они ищут пути развития, которые интересны аудитории. Музей 20-25 лет назад ассоциировался в основном со словом «нельзя». Сегодня мы стараемся, чтобы в музее как можно больше было «можно». Без ущерба для произведений, разумеется. Вектор развития, устанавливается, скорее, изнутри: в музеях формируются молодые команды, появляются новые профессии – музейный маркетинг, экономика культуры, digital-менеджмент, SMM. Я вижу, что в результате музейная аудитория становится шире.

Аида Алымова, директор Центра музейных инициатив (Кыргызская Республика)
Развитие музеев будет оставаться многовекторным, и, безусловно, ориентированным на повышение конкурентоспособности музеев в сфере культуры и досуга. Музеи должны отвечать запросам потребителей услуг, используя новые возможности информационного общества. Проблема внедрения и использования информационных технологий в музейной деятельности остаётся одной из важных (особенно для наших региональных музеев) проблем. Её решение позволит музеям стать более посещаемыми и востребованными культурными центрами региона, города, местности.

Татьяна Бембель, председатель ИКОМ Беларусь
Сегодня музеи значительно чаще, чем раньше, становятся эпицентром острых общественных дискуссий и даже местом столкновения интересов разных общественных групп. Музей порой пытается (и иногда пытается поистине героически) ответить на общественные запросы – при условии внятных формулировок. Но такое бывает довольно редко. Поэтому музей должен помочь обществу сформулировать то, чего оно от него хочет. На мой взгляд, самая востребованная концепция сегодня – это статус музея как «места общественного перемирия». Об этом музею следовало бы заключить с обществом договор, который должен быть поддержан законом. В конечном итоге музей может стать гирей-гарантом общественного динамического равновесия.

Материал подготовлен при поддержке ИКОМ Россия.

вернуться к новостям