null

Музейно-краеведческий комплекс «Усадьба Золотарёвых», филиал Калужского объединённого музея-заповедника

Zolotarev Estate Museum and Local History Complex , Branch of the Kaluga Incorporated Museum-Reserve

Калужский объединённый музей-заповедник основан в 1847 г. как Губернский музеум.

С 1922 года музей размещается в усадьбе купцов Золотарёвых, построенной в 1805 – 1808 гг. и являющейся объектом культурного наследия, памятником истории и культуры федерального значения.

Музейная экспозиция музейно-краеведческого комплекса «Усадьба Золотарёвых» представлена экспонатами археологической, естественнонаучной и исторической коллекций. Фондовые коллекции центрального музея насчитывают более 100 тыс. единиц хранения основного фонда; тысячи уникальных экспонатов представлены в экспозиции.

г. Калуга, ул. Пушкина, 14
www.kaluga-museum.ru
+7(4842) 72-16-18
el-pavlishak2009@mail.ru

The Kaluga Incorporated Museum-Reserve was founded in 1847 as a Provincial Museum.

Since 1922, the Museum occupies the Zolotariov merchant family estate, built in 1805–1808. Now it is a cultural heritage site, a historical and cultural monument of federal significance.

The Zolotarev Estate Museum and Local History Complex houses exhibits of archaeological, natural science and historical collections. The Central Museum collections house more than 100,000 items including thousands of unique exhibits in the exhibition.

14 Pushkin street, Kaluga
www.kaluga-museum.ru
+7(4842) 72 16 18
el-pavlishak2009@mail.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В период оккупации Калуги с октября по декабрь 1941 г. в усадьбе Золотарёвых находилась немецкая комендатура. Сотрудники музея приложили максимум усилий для сохранения коллекции. Обновленная экспозиция музея в Усадьбе Золотарёвых открылась ещё во время Великой Отечественной войны в 1944 г.

Сегодня музейно-краеведческий комплекс «Усадьба Золотарёвых» является одним из крупнейших филиалов Калужского объединённого музея-заповедника. За год его посещает более 50 тыс. чел. Сотрудники филиала в течение года проводят более 80 массовых мероприятий, в том числе военно-патриотического содержания, которые посещают более 10 тыс. чел.

During the Kaluga occupation from October to December of 1941, the Nazi commanders were stationed in the same building. Museum employees did their best to preserve the collection. The renewed exhibition in the Zolotariov Estate opened as soon as in 1944, while the Great Patriotic War was still going on.

Today, the Zolotarev Estate Museum and Local History Complex is one of the largest branches of the Kaluga Incorporated Museum-Reserve. Every year, it is visited by more than 50,000 people. Within a year the Museum Branch employees organise more than 80 various public events, among them events of Military-Patriotic content which are attended by more than 10, 000 people.

null

Please, enable subtitles (automatic translation) to watch videos in a different language

О МУЗЕЕ | ABOUT

Калужский объединённый музей-заповедник основан в 1847 г. как Губернский музеум.

С 1922 года музей размещается в усадьбе купцов Золотарёвых, построенной в 1805 – 1808 гг. и являющейся объектом культурного наследия, памятником истории и культуры федерального значения.

Музейная экспозиция музейно-краеведческого комплекса «Усадьба Золотарёвых» представлена экспонатами археологической, естественнонаучной и исторической коллекций. Фондовые коллекции центрального музея насчитывают более 100 тыс. единиц хранения основного фонда; тысячи уникальных экспонатов представлены в экспозиции.

г. Калуга, ул. Пушкина, 14
www.kaluga-museum.ru
+7(4842) 72-16-18
el-pavlishak2009@mail.ru

The Kaluga Incorporated Museum-Reserve was founded in 1847 as a Provincial Museum.

Since 1922, the Museum occupies the Zolotariov merchant family estate, built in 1805–1808. Now it is a cultural heritage site, a historical and cultural monument of federal significance.

The Zolotarev Estate Museum and Local History Complex houses exhibits of archaeological, natural science and historical collections. The Central Museum collections house more than 100,000 items including thousands of unique exhibits in the exhibition.

14 Pushkin street, Kaluga
www.kaluga-museum.ru
+7(4842) 72 16 18
el-pavlishak2009@mail.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В период оккупации Калуги с октября по декабрь 1941 г. в усадьбе Золотарёвых находилась немецкая комендатура. Сотрудники музея приложили максимум усилий для сохранения коллекции. Обновленная экспозиция музея в Усадьбе Золотарёвых открылась ещё во время Великой Отечественной войны в 1944 г.

Сегодня музейно-краеведческий комплекс «Усадьба Золотарёвых» является одним из крупнейших филиалов Калужского объединённого музея-заповедника. За год его посещает более 50 тыс. чел. Сотрудники филиала в течение года проводят более 80 массовых мероприятий, в том числе военно-патриотического содержания, которые посещают более 10 тыс. чел.

During the Kaluga occupation from October to December of 1941, the Nazi commanders were stationed in the same building. Museum employees did their best to preserve the collection. The renewed exhibition in the Zolotariov Estate opened as soon as in 1944, while the Great Patriotic War was still going on.

Today, the Zolotarev Estate Museum and Local History Complex is one of the largest branches of the Kaluga Incorporated Museum-Reserve. Every year, it is visited by more than 50,000 people. Within a year the Museum Branch employees organise more than 80 various public events, among them events of Military-Patriotic content which are attended by more than 10, 000 people.

МЕДИА | MEDIA
null

Please, enable subtitles (automatic translation) to watch videos in a different language

null

Музей-заповедник «Полотняный Завод», филиал Калужского объединённого музея-заповедника

Fabric Factory Museum-Reserve, Branch of the Kaluga Incorporated Museum-Reserve

Музей-заповедник «Полотняный Завод» – объект культурного наследия, памятник истории и культуры федерального значения – был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Главный усадебный дом был сооружен  в 30-е годы XVIII в.  В 70-80-е  гг.  дом подвергся значительной перестройке – стал трёхэтажным, светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX в. А.С. Пушкин.

Калужская область, Дзержинский район, пос. Полотняный Завод,
ул. Трудовая, д.2а
http://www.pzapovednik.ru
+7 (48434) 7-43-79
pz1718@mail.ru

The Fabric Factory Museum-Reserve is a cultural heritage site and a monument of history and culture of federal significance. It was opened on June 4, 1999 to commemorate the 200th anniversary of Aleksandr Pushkin.

The manor house of the estate was constructed in 1730s. In 1770s–1780s, the house underwent significant reconstruction. This is how Aleksandr Pushkin saw it in the 1830s.

2a, Trudovaya Str., Polotniany Zavod Township,
Dzerzhinsky district, Kaluga Region
http://www.pzapovednik.ru
+7 (48434) 74 379
pz1718@mail.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Трагической вехой в истории усадьбы стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован фашистскими войсками на 79 дней. В первый же день оккупации главный дом усадьбы практически полностью уничтожен пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов.

Решение о восстановлении усадьбы было принято в 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством архитектора В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова. Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым.

В настоящее время Музей-заповедник «Полотняный Завод»  стал местом паломничества десятков тысяч людей. В 2019 году его посетило более 80 000 человек. В год музей проводит более 40 выставок, десятки мероприятий, в том числе Пушкинский праздник, Натальин День, крупные военно-исторические реконструкции.

В 2019 г. в усадьбе открыт восставленный храм Спаса Преображения.

The Great Patriotic War was a tragic time for the homestead. In October 1941, the Polotniany Zavod Township was occupied by the Nazi troops and remained so for 79 days. On the first day of the occupation, the manor house was almost completely lost to the fire. Only a carcass remained of the magnificent palace.

The decision to reconstruct the homestead was not made until 1967. And it wasn’t until 1972 that the first restoration works began, managed by architect V.A. Zhilina, great-granddaughter of Sergei Goncharov. The restoration works were continued by V.A. Korchagin and A.A. Kondratiev.

Nowadays, the Fabric Factory Museum-Reserve is a popular destination for tens of thousand of visitors. In 2019, more that 80,000 people visited it. Every year, the Museum conducts more than 40 exhibitions, dozens of various events including the Pushkin Festival, the Natalia Day, and large-scale military historical reenactments.

In 2019, the restored Church of Transfiguration of the Savior was opened in the estate.

null

Please, enable subtitles (automatic translation) to watch videos in a different language

О МУЗЕЕ | ABOUT

Музей-заповедник «Полотняный Завод» – объект культурного наследия, памятник истории и культуры федерального значения – был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Главный усадебный дом был сооружен  в 30-е годы XVIII в.  В 70-80-е  гг.  дом подвергся значительной перестройке – стал трёхэтажным, светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX в. А.С. Пушкин.

Калужская область, Дзержинский район, пос. Полотняный Завод,
ул. Трудовая, д.2а
http://www.pzapovednik.ru
+7 (48434) 7-43-79
pz1718@mail.ru

The Fabric Factory Museum-Reserve is a cultural heritage site and a monument of history and culture of federal significance. It was opened on June 4, 1999 to commemorate the 200th anniversary of Aleksandr Pushkin.

The manor house of the estate was constructed in 1730s. In 1770s–1780s, the house underwent significant reconstruction. This is how Aleksandr Pushkin saw it in the 1830s.

2a, Trudovaya Str., Polotniany Zavod Township,
Dzerzhinsky district, Kaluga Region
http://www.pzapovednik.ru
+7 (48434) 74 379
pz1718@mail.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Трагической вехой в истории усадьбы стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован фашистскими войсками на 79 дней. В первый же день оккупации главный дом усадьбы практически полностью уничтожен пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов.

Решение о восстановлении усадьбы было принято в 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством архитектора В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова. Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым.

В настоящее время Музей-заповедник «Полотняный Завод»  стал местом паломничества десятков тысяч людей. В 2019 году его посетило более 80 000 человек. В год музей проводит более 40 выставок, десятки мероприятий, в том числе Пушкинский праздник, Натальин День, крупные военно-исторические реконструкции.

В 2019 г. в усадьбе открыт восставленный храм Спаса Преображения.

The Great Patriotic War was a tragic time for the homestead. In October 1941, the Polotniany Zavod Township was occupied by the Nazi troops and remained so for 79 days. On the first day of the occupation, the manor house was almost completely lost to the fire. Only a carcass remained of the magnificent palace.

The decision to reconstruct the homestead was not made until 1967. And it wasn’t until 1972 that the first restoration works began, managed by architect V.A. Zhilina, great-granddaughter of Sergei Goncharov. The restoration works were continued by V.A. Korchagin and A.A. Kondratiev.

Nowadays, the Fabric Factory Museum-Reserve is a popular destination for tens of thousand of visitors. In 2019, more that 80,000 people visited it. Every year, the Museum conducts more than 40 exhibitions, dozens of various events including the Pushkin Festival, the Natalia Day, and large-scale military historical reenactments.

In 2019, the restored Church of Transfiguration of the Savior was opened in the estate.

МЕДИА | MEDIA
null

Please, enable subtitles (automatic translation) to watch videos in a different language

null

Калужский музей изобразительных искусств

Kaluga Museum of Fine Arts

г.Калуга, ул.Ленина, д.104
http://artmuseum.kaluga/ru
+7 (4842) 56-28-30
artmuseum@kaluga.net

104, Lenin Str., Kaluga
http://artmuseum.kaluga/ru
+7 (4842) 56 2830
artmuseum@kaluga.net

 

null

ЗДЕСЬ БЫЛА ВОЙНА. ПЕЙЗАЖ ФРОНТОВОГО ГОРОДА

THE WAR WAS HERE. FRONT-LINE CITYSCAPE

Выставочно-просветительский проект «Здесь была война. Пейзаж фронтового города» был открыт выставкой художественных произведений с мультимедийным контентом (30.12.2018- 10.02.2019) и продолжался в течение 2019 года как интерактивный просветительский проект с элементами виртуальной реальности.

Участники проекта:

Мурашко М. В.– куратор проекта

Матвеева О.В.– координатор

Клепова С.Л. – просвет.программа

Соловьёва Е.В. – инф. сопровождение

Тема мужества, героизма и подвига является одной из основных в искусстве и волнует художников всех времен. Особенно яркие и эмоционально насыщенные произведения связаны с реальными историческими событиями. Одно из таких событий в ХХ веке –  Великая Отечественная война, ставшая вершиной в проявлении патриотизма и самопожертвования советского народа.

Проект, приуроченный ко дню освобождения Калуги от немецко-фашистских захватчиков,  знакомит зрителей с творчеством значимых отечественных мастеров ХХ века. Многие из авторов произведений – художники-фронтовики, участники Великой Отечественной войны. Работы иллюстрируют архитектурные пейзажи войны: разрушенные снарядами здания, боевые укрепления, ландшафты, искалеченные взрывами. Особый интерес представляют динамичные композиции штурма оккупированной Калуги.

Выставку сопровождает мультимедийный продукт, представляющий собой фильм, созданный в технологии виртуальной реальности для просмотра с помощью специального оборудования. Для фильма были отобраны графические и живописные произведения с пейзажами военных разрушений Калуги, а затем с помощью цифровых технологий воссоздан довоенный вид города. Завершается фильм  «полётом» над современной Калугой, что позволяет еще раз подчеркнуть важность сохранения архитектурного наследия нашего города.

В рамках выставки  была разработана  и проведена интерактивная игра для школьников «Письмо с фронта», в которой приняли участие дети из социально-реабилитационного центра «Надежда».

Актуальность проекта заключается в том, что он путём сильного эмоционального воздействия способствует развитию духа патриотизма и художественно-эстетическому воспитанию. Синтез искусств – изобразительного и  цифрового – делает проект особенно  привлекательным для молодого поколения и способствует  зарождению  интереса к отечественной истории и её сохранению.

Выставку посетило более тысячи калужан. После окончания её работы демонстрация мультимедийного фильма с помощью VR-очков стала ключевым событием всех музейных мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне.

The War Was Here. Front-Line Cityscape educational exhibition project began with the art exhibition with multimedia content (December 30, 2018–February 10, 2019) and continued throughout the year 2019 as an interactive educational project with virtual reality elements.

The project participants:

M.V. Murashko, project curator

O.V. Matveyeva, coordinator

S.L. Klepova, educational program manager

E.V. Solovyova, information support

Fortitude and heroism are some of the major subjects in art that stir emotions in artists of all times. Especially dramatic and emotional works are based on real historical events. One of such events in the 20th century was the Great Patriotic War that became a pinnacle of patriotism and self-sacrifice of the Soviet people.

The project is dedicated to the day of Kaluga liberation from the Nazi invaders and it introduces visitors to the works by prominent Russian 20th-century artists. Many of the artists are veterans of the Great Patriotic War. Their art works illustrate wartime architectural scenery: shelled buildings, fortifications, landscapes mutilated by explosions. Dynamic scenes of the Kaluga assault are of special interest.

The exhibition is supported with a multimedia product, namely a documentary produced with the use of the virtual reality technology; to watch it, one has to use special VR equipment. Graphic works and paintings of the devastated Kaluga scenery were selected for the film; then the digital technologies were used to recreate the city’s pre-war view. In the film’s final scene the camera soars above the present-day Kaluga as an emphasis of the importance of conservation of our city’s architectural heritage.

Along with the exhibition, an interactive game for school students was developed: Letters from the Front Line. Children from the Nadezhda (Hope) social-rehabilitation center were invited to participate in it.

The project is highly relevant, as through powerful emotional impact it helps foster patriotic values and artistic and aesthetic appreciation in the audience. The synthesis of various arts — the fine art and the digital one — makes the project especially attractive for the younger generation and is instrumental in kindling interest to Russian history and to its preservation.

More than one thousand visitors have already seen the exhibition. When the exhibition was dismantled, the multimedia video — that can be watched with a VR headset — became one of the key component of all the Museum’s events dedicated to the Great Patriotic War.

null

ПУТЬ К ПОБЕДЕ

WAY TO VICTORY

75 лет назад наша страна победила фашизм в самой страшной войне за всю историю человечества. Путь к Победе был невыносимо долгим, тернистым, наполненным страхом и отчаянием, гневом и решимостью, стойкостью и жертвенностью, верой и надеждой.

Выставочный проект Калужского музея изобразительных искусств «Путь к Победе» объединяет произведения, демонстрирующие образ долгой дороги борьбы за жизнь, свободу и человеческое достоинство, состоящей из потерь и обретений, из  поражений и побед, горя утрат и  радости обретения. Представленные на выставке работы созданы в разное время и являются   наблюдениями, мыслями,  чувствами и переживаниями художников нескольких поколений, среди которых фронтовики, дети войны и их потомки.  Но всех авторов, так или иначе, объединяет стремление оставить в памяти поколений правду о тяжёлом бремени, что пришлось вынести нашему народу.

Художники-очевидцы событий войны, оставили богатые документальные свидетельства в виде портретов, пейзажей, многочисленных набросков и зарисовок военных лет,  многие обращались к жанровым сценам, рассказывая о военных буднях. Огромную роль для  поддержания морального духа в годы войны сыграло искусство плаката и карикатуры.  Еще больше произведений о Великой Отечественной войне было создано уже после 1945 года.

Работы, из которых формировалась выставка, поступали в собрание музея на протяжении всего послевоенного времени. Отсюда и большое разнообразие образов, которые были разбиты на несколько тематических групп, отражающих одну большую тему – Путь к победе. Выставка рассказывает о том, каким был этот путь и о том, кто им прошёл.

Первая группа  работ представляет образ Воина. Это простые солдаты, вынесшие на своих плечах тяжелое бремя войны.  Герой портрета «Дядя Саша» Фёдора Модорова  спокоен и уверен, нам трудно понять, что у него на душе, он слишком глубоко  погружен в свои личные размышления.  Но во взгляде проскальзывает нотка тревоги – кто знает, что ждет его завтра – победа или гибель. В быстрой карандашной зарисовке Бориса Шустова  «Портрет красноармейца» видно, что перед нами бывалый боец, в выражении лица и позе которого чувствуется накал и напряжение, он беспокоен, но в то же время предельно собран, в его руках мы ощущаем силу, а во взгляде – уверенность. На рисунке «Юный разведчик»  Константина Финогенова – сын полка, олицетворяющий юношеский максимализм бесстрашного подростка, в котором чувствуется  задор и энергия. Но стоит взглянуть ему в глаза, и мы увидим, насколько он серьёзен, смел и решителен.  Несмотря на свой юный возраст, он уже немало знает о войне и не в первый раз отправляется в разведку.

В отличие от вышеперечисленных произведений, выполненных в годы войны, работа Андрея Дроздова «Фронтовой сапожник» написана в наши дни и олицетворяет взгляд современного художника на то, каким был простой немолодой солдат, занимающийся ремонтом сапог между боями. Герой картины полностью погружен в своё занятие, но личное оружие рядом наготове. Образ воина — это еще и образ полководца, который мы можем видеть на линогравюре Ильи Соколова «Панфилов». Перед нами известная личность – Иван Васильевич Панфилов – герой Советского Союза, генерал-майор,  командующий 316-й стрелковой дивизией, прославившейся в ходе Битвы за Москву. Автор создал работу на основе известной фотографии Панфилова и изобразил уверенного командира, готового любой ценой выполнить поставленную перед ним задачу.   Скульптура Николая Прозоровского «Советский воин»  –  собирательный образ солдата-освободителя, олицетворяющий мужество, героизм и стойкость всех бойцов, встававших на защиту Родины. В его взгляде есть тревожные ноты, но в то же время он решительно смотрит вдаль и готов дальше идти дорогой победы.

С разных сторон на выставке раскрывается  тема Разлуки. В эскизе к знаменитой картине «Письмо с фронта» Александра Лактионова мы можем видеть искреннюю радость осознания, что тот, кого ждут с войны, жив и здоров. Пространство, залитое солнечным светом, добавляет еще больше тёплых чувств, побуждая и зрителя к положительным эмоциям. Но чаще всего разлука ассоциируется с грустью и тоской,    как в произведении Виктора Медведева «Солдатское письмо». Нам остается только догадываться о содержании письма. С одной стороны, выражение лица героя безрадостное и серьёзное, а с другой стороны, на него падает яркий свет, добавляющий тепла и надежды в холодное и мрачное окружение.

В работе Никифора Ращектаева «Разлука» изображено  прощание солдата со своей возлюбленной. Не оставляет равнодушным полный отчаяния взгляд героини, а глубоко-черное небо доводит до накала и без того трагичную сцену. Не все  вернулись с войны, и много семей осталось в те года без  мужей, отцов, сыновей. В офорте Камиля Губайдулина  «Березовый сок» мы видим молодых парней, которые будто уснули в тени деревьев, но проснуться им уже не суждено. И кругом лес, пронизанный душераздирающей тишиной. На картине Зинаиды Тимофеевой  «Солдатские вдовы» несчастные женщины, не дождавшиеся с войны сыновей и мужей, собрались вместе, чтобы почтить память героев. Все они погружены в свои глубокие печальные размышления, но одна старушка улыбается, она одна пытается отвлечь от тоски и себя, и остальных. И как символический образ справа за столом — женщина с ликом Богоматери.

Всеобъемлющей и разноплановой в работах выставки представлена тема Сражений, которые развернулись как на фронтах, так и в тылу.  Непосредственно сцены боёв изображены в серии литографий Владимира Богаткина. Будучи фронтовым художником, он принимал участие в боевых операциях, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». Георгий Нисский значимую часть своего творчества посвятил морской тематике и, став непосредственным свидетелем войны, создал  много произведений, посвященных русским морякам, храбро и отчаянно сражавшимся с немецкими солдатами.

Одна из таких работ под названием «Севастополь» находится в собрании музея и является неотъемлемой частью выставки.  Бодрое и динамичное произведение Матвея Доброва «Преследование» демонстрирует необычный для Великой Отечественной войны сюжет с конным сражением. Особая подтема – Блокада Ленинграда – символ стойкости и мужества не только солдат, но и каждого жителя города. Тревожной тишиной наполнены пейзажи города-героя в картинах Михаила Платунова. В работе «Дворцовая площадь» на первом плане темные очертания здания Эрмитажа, вид в сторону Адмиралтейства. Глухое серое небо пронизывают лучи прожекторов.  В картине «Налет с осветительными ракетами» – стрелка Васильевского острова, вид на одну из ростральных колонн. Алексей Бесперстов и Соломон Юдовин в своих произведениях повествуют о знаменитой Дороге Жизни, проходившей через Ладожское озеро и долгое время бывшей для города Ленина единственной связующей нитью с остальной частью страны. Подвигу тружеников ленинградских заводов во время блокады посвящена картина Станислава Минченко «Солдаты тыла» – история о тех, кто денно и нощно работал у станка, внося свой неоценимый вклад в общую победу. Эту работу художник посвятил своей матери, которая пережила долгую и страшную блокаду.  В работе Ивана Бруни «Семеро спящих» изображена трогательная сцена отдыха, где, несмотря на тесноту и неудобства, смертельно  уставшие бойцы после тяжелого дня, наконец, уснули. Но даже в образе спящих ощущается тревога и напряжение –  это не крепкий и безмятежный сон, война не окончена, и никто из них не знает, что  принесёт им следующий день.   Гравюры Ирины Воробьевой из серии «Женщины России в годы войны» напоминают нам о нелегкой судьбе матерей, жен и сестер, трудившихся в тылу.

Образ Врага  карикатурно представлен в нескольких ярких акварелях  Кукрыниксов  (творческий коллектив художников  Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). Остроумно и колко художники обличают наглость, злобу, глупость и отчаяние фашистской Германии и Адольфа Гитлера. Иначе враг изображен в картине Льва Казакевича «Бегство», посвященной  Калуге в годы войны. Немецкие солдаты в спешке покидают горящий город, яркие экспрессивные краски усиливают эмоциональную составляющую работы, добавляя больше ощущения хаоса, гибели и поражения. Лица немецких солдат не прописаны, но в силуэтах их сгорбленных фигур читается страх и отчаяние, они больше не в состоянии сражаться и все, что им остаётся — бежать как  можно скорее.

Ряд произведений раскрывает тему Победы, которая сложилась из сотни и тысяч одержанных в сражениях Великой Отечественной войны побед. Художник Ремир Курчик в своём большом полотне «Освобождение Калуги» изображает калужскую площадь Старый Торг, по которой победно шествуют советские солдаты, радостно встречаемые жителями города. Калуга была освобождена 30 декабря 1941 года в ходе Битвы за Москву, до окончания войны оставалось еще три долгих года, и  это были только первые победы, ясно давшие понять, что рано или поздно враг будет разбит. На  офорте Гиви Калмахелидзе «Автографы победителей»  исписанный сверху донизу русскими солдатами Рейхстаг, символизирующий крушение немецко-фашисткой  Германии.   Перед Рейхстагом уже нет  толпы советских солдат — их всего двое, стоят, мирно беседуя друг с другом.  Это необычный  образ, навевающий и радостное чувство долгожданной победы, но в то же время оставляющий горькое послевкусие, когда вспоминаешь, что далеко не все смогли пройти этот путь к Победе и оставить свой автограф. Праздничные салюты, ставшие символом Дня Победы, мы видим   в линогравюрах «Салют» Ильи Соколова и   «День Победы на Дворцовой площади» Соломона Юдовина. Во многом внешне схожие образы на самом деле несут в себе разный посыл. Произведение Соколова датировано 1943 годом, а, следовательно, перед нами один из самых первых салютов, данных во время войны в честь одной из больших локальных побед. И название, и содержание работы Юдовина говорят сами за себя — перед нами праздничный салют, посвященный окончательной победе в войне, а Дворцовая площадь полна людей, вышедших отпраздновать это великое событие.

Заключительной становится тема Памяти. Гравюры Ирины Воробьёвой «Песнь о белых журавлях» и «День Победы в Подмосковье» трогают до глубины души своей теплой искренностью, заставляя подумать о героях, не вернувшихся с полей сражений и о том, как важно беречь в своём сердце воспоминания о них.  На грустные размышления наводит произведение «Старик» Станислава Минченко – портрет ветерана Великой Отечественной войны Е.А. Авдеенко. Взгляд  героя  угрюм и серьёзен,  старик устало сидит на лавочке, на нём нет ни орденов, ни медалей, и лишь протез говорит нам о его участии в боевых действиях. На картине Михаила Кугача «Рассказ о трудном времени» в пустом доме на кровати сидят дети, увлеченно слушающие вернувшегося с войны солдата. Взгляд бойца серьёзен и печален, ему не просто вести разговор о событиях недавнего прошлого.  Их дом пуст, не видно ни еды, ни посуды, но мальчишки, разинув рты, слушают рассказы о боях и сражениях, о том, каким  долгим и трудным был путь к Победе  –  путь к свободе и радости бытия, которым продолжают идти потомки победителей.

75 years ago our country defeated Nazism in the worst war in the history of mankind. The way to the Victory was unbearably long, thorny, filled with fear and despair, anger and determination, resilience and sacrifice, faith and hope.

The Way to Victory exhibition project by the Kaluga Museum of Fine Arts brought together the works that depict the long road of struggle for life, freedom, and human dignity, the road full of losses and findings, defeats and victories, grief and joy. The displayed works were created at different times; they are the result of observations, reflections, feelings and experiences of artists of several generations, including war veterans and children of war and their descendants. However, the desire to preserve the memory of the crushing burden our people had to endure is common for all the artists.

The artists who witnessed the events of war left abundant documentary evidence: portraits, landscapes, numerous sketches; many of them documented the wartime everyday life. The art of poster and caricature played a huge role in maintaining morale during the War. Many more artworks on the Great Patriotic War were created after the year 1945.

The works of which the exhibition is comprised were being acquired by the Museum throughout all the post-war decades. Hence the great variety in style and imagery which were divided into several theme-based groups having in common one major subject — the Way to Victory. The exhibition tells what this way was like and who were those who made it.

The first group of works presents the image of a Warrior. A simple soldier who carried the crushing burden of war on his shoulders. The character on the Uncle Sasha portrait by Fiodor Modorov is calm and confident, it is difficult for us to understand what he keeps to himself, so deeply he is immersed in his personal reflections. However, we see a glimpse of anxiety in his eyes: who knows what awaits him tomorrow — victory or death. Looking at Boris Shustov’s Red Army Soldier pencil sketch, we see a seasoned warrior whose countenance and posture reveal tension; he is worried but utterly composed, we see how strong his hands are and how confident his look is. In the Young Scout drawing by Konstantin Finogenov we can see a “regiment son”, a teenager’s fearless all-or-nothing approach, his energy and ardor. However, deeper in his eyes we can see how serious, brave, and determined he is. Despite his young age, he knows a lot about the War, it is not his first scout mission.

Unlike the above mentioned works created during the War, Andrey Drozdov’s Front-Line Shoemaker was painted recently. It reflects a contemporary artist’s view of a simple soldier mending boots between battles. The character is fully absorbed in his work but his weapon is at hand and ready. Warrior also implies a commander, one of which we can see in the Panfilov linocut by Ilya Sokolov. We see the figure of Major General Ivan V. Panfilov, Hero of the Soviet Union, commander of the 316th Rifle Division who made himself famous in the Battle of Moscow. The painting was created based on the famous photograph of Panfilov. We can see a confident commander ready to carry out an order at any cost. The Soviet Warrior sculpture by Nikolai Prozorovsky is a composite image of a liberator soldier synonymic of valor, heroism, and fortitude of all the soldiers who stood up to defend the Motherland. We can make out some concern in his eyes but he seems determined and ready to go forward along the way to the Victory.

Various aspects of Separation are elaborated on through the different exhibits. Looking at a sketch for the famous Letter from the Front Line painting by Alexander Loktionov, we can see the sincere joy for knowing that the man who wrote it is alive and well. Bright sunlight flooding the scene adds warm feeling and stirs positive emotions in a spectator. More often though, Separation is associated with sorrow and despair that we can see in Victor Medvedev’s Soldier’s Letter. We can only guess what is written in that letter. On one hand, the character’s face is serious and joyless, on the other hand, it is in spotlight that adds the sensation of warmth and hope to the cold and gloomy scene.

Nikifor Raschektaev’s Separation shows a soldier bidding farewell to his girlfriend. None can remain unstirred by the the girl’s look full of despair while the deep-black sky makes the tragic scene even more intense. Not all the soldiers came back from the War; many families lost their fathers, husbands, and sons. Kamil Gubaydullin’s Birchtree Sap etching depicts young guys who seem fallen asleep in the shade of trees. They are not destined to awake though. They are in the midst of a forest full of heartbreaking silence. In Zinaida Timofeyeva’s Widows of Soldiers painting, we can see poor women who were not destined to see their sons and husbands coming from the War. They gathered to pay their tribute to the heroes’ memory. They all are deep in their sorrow and thoughts, but one old woman is smiling, she alone tries to distract herself and the others. On the right side at the table is a woman with the face of the Mother of God — a symbolic image.

The subject of Battles — whether at the front lines or in the rear — is elaborated on in a very comprehensive and diverse way. Battle scenes can be found in Vladimir Bogatkin’s series of lithographs. A front-line artist himself, he fought in combat missions and was decorated with the For Combat Merits medal. The major part of Georgy Nissky’s art is dedicated to the marine theme. Being a witness of the War himself, he created numerous works dedicated to the Russian navy men who valiantly and selflessly fought with the Nazi soldiers.

One of such works titled Sevastopol is in the Museum’s collection and is displayed at the exhibition as its integral part. Matvey Dobrov’s lively and dynamic work titled Pursuit demonstrates a scene of a cavalry battle, quite unusual for the Great Patriotic War. A separate sub-theme of the Leningrad Siege is a synonym of fortitude and valor of not just soldiers but of every resident of the city. Scenes of the Hero City in Mikhail Platunov’s works are full of uneasy silence. In the Palace Square painting’s foreground, we can see dark silhouette of the Hermitage, a view towards the Admiralty. The dull gray sky is pierced by searchlights. In the Raid with Airplane Flares we see the Spit of Vasilievsky Island and one of its Rostral Columns. In their works, Alexey Besperstov and Solomon Yudovin narrate about the famous Road of Life that was crossing Ladoga Lake and for a long time was the only link between the city of Lenin with the rest of the country. Stanislav Minchenko’s Soldiers of the Home Front is dedicated to the feat of the Leningrad workers’ at factories during the siege. It is a story of those who worked day and night to contribute to the common cause of the Victory. The author dedicated this work to his mother who survived the long and terrible siege. Ivan Bruni’s Seven Sleepers offers us a touching scene of rest, where, despite the lack of comfort and crowdedness, dead-tired soldiers are asleep after a hard day. But even asleep they seem alert and worried — it is far from a sound and serene slumber; the War is not over and nobody knows what the new day is bearing. Irina Vorobyova’s prints from the Women of Russia During the War series remind us of the difficult fate of mothers, wives, and sisters who worked at the home front.

The enemy’s caricature image is represented on several bright watercolors by Kukryniksy (a team of artists Mikhail Kupriyanov, Porfiry Krylov, and Nikolai Sokolov). Witty and sharp artists denounce the arrogance, malice, stupidity, and despair of the Nazi Germany and Adolf Hitler himself. The enemy in Lev Kazakevich’s Flight is different. The work depicts the wartime Kaluga. German soldiers leave the burning city in haste; bright expressive colors enhance the emotional component of the work, adding to the sensation of chaos, death, and defeat. German soldiers are faceless but their hunched figures emit fear and despair, they are no longer able to fight and all they can do is flee in haste.

A number of works treat the Victory as a sum of hundreds and thousands of victories in the battles of the Great Patriotic War. Artist Remir Kurchik in his large canvas Liberation of Kaluga shows Kaluga’s Old Market square where Soviet soldiers march triumphantly, joyfully greeted by the residents of the city. Kaluga was liberated on December 30, 1941, during the Battle of Moscow, with three long years remaining to the end of the War, and those were only the first victories that made it clear that sooner or later the enemy would be defeated. In Givi Kalmakhelidze’s Winners’ Signatures etching we see the Reichstag covered in Soviet soldiers’ inscriptions from top to bottom. It is a symbol of the collapse of the Nazi Germany. The area in front of the Reichstag is not crowded any more, there are only two Soviet soldiers engaged in a peaceful conversation. This scene is unusual, it evokes a joyful sense of long-awaited victory, but at the same time it leaves a bitter aftertaste when you realize how many soldiers could not make this way to the Victory and leave their signature. The festive fireworks as a symbol of the Victory Day are the subject of the Fireworks series of linocuts by Ilya Sokolov and Victory Day on the Palace Square by Solomon Yudovin. Seemingly similar scenes have in fact different messages. Sokolov’s work is dated 1943 and, therefore, we see one of the first fireworks during the War celebrating one of the local victories. Both title and subject of Yudovin’s work speak for themselves — we see festive fireworks dedicated to the final Victory in the War, and the Palace Square is full of people who came out to celebrate the great event.

The subject of Memory is the closing one. Irina Vorobyova’s Song of White Cranes and Victory Day in the Moscow Region prints are touching in their warm sincerity, they make one remember of the heroes who never returned from the battlefields and of how important it is to cherish the memories of them in our hearts. Stanislav Minchenko’s The Old Man — a portrait of a veteran of the Great Patriotic War E.A. Avdeyenko — evoke sad thoughts within a spectator. The hero’s look is sullen and serious, the old man is sitting wearily on a bench, he has no orders or medals, and only a prosthetic tells us that he fought in the War. In Mikhail Kugach’s Story of Hard Time painting we can see children sitting on a bed in an empty house, enthusiastically listening to a soldier who just returned from the War. The soldier’s look is serious and sad, it is not easy for him to talk about the events of the recent past. Their house is empty, there is neither food nor dishes in sight, but the boys listen to the battle stories with their mouths open, the stories of the long and difficult way to the Victory — the way towards freedom and joy of life, which the descendants of the winners continue to follow.

null

Please, enable subtitles (automatic translation) to watch videos in a different language

О МУЗЕЕ | ABOUT

г.Калуга, ул.Ленина, д.104
http://artmuseum.kaluga/ru
+7 (4842) 56-28-30
artmuseum@kaluga.net

104, Lenin Str., Kaluga
http://artmuseum.kaluga/ru
+7 (4842) 56 2830
artmuseum@kaluga.net

 

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

ЗДЕСЬ БЫЛА ВОЙНА. ПЕЙЗАЖ ФРОНТОВОГО ГОРОДА

THE WAR WAS HERE. FRONT-LINE CITYSCAPE

Выставочно-просветительский проект «Здесь была война. Пейзаж фронтового города» был открыт выставкой художественных произведений с мультимедийным контентом (30.12.2018- 10.02.2019) и продолжался в течение 2019 года как интерактивный просветительский проект с элементами виртуальной реальности.

Участники проекта:

Мурашко М. В.– куратор проекта

Матвеева О.В.– координатор

Клепова С.Л. – просвет.программа

Соловьёва Е.В. – инф. сопровождение

Тема мужества, героизма и подвига является одной из основных в искусстве и волнует художников всех времен. Особенно яркие и эмоционально насыщенные произведения связаны с реальными историческими событиями. Одно из таких событий в ХХ веке –  Великая Отечественная война, ставшая вершиной в проявлении патриотизма и самопожертвования советского народа.

Проект, приуроченный ко дню освобождения Калуги от немецко-фашистских захватчиков,  знакомит зрителей с творчеством значимых отечественных мастеров ХХ века. Многие из авторов произведений – художники-фронтовики, участники Великой Отечественной войны. Работы иллюстрируют архитектурные пейзажи войны: разрушенные снарядами здания, боевые укрепления, ландшафты, искалеченные взрывами. Особый интерес представляют динамичные композиции штурма оккупированной Калуги.

Выставку сопровождает мультимедийный продукт, представляющий собой фильм, созданный в технологии виртуальной реальности для просмотра с помощью специального оборудования. Для фильма были отобраны графические и живописные произведения с пейзажами военных разрушений Калуги, а затем с помощью цифровых технологий воссоздан довоенный вид города. Завершается фильм  «полётом» над современной Калугой, что позволяет еще раз подчеркнуть важность сохранения архитектурного наследия нашего города.

В рамках выставки  была разработана  и проведена интерактивная игра для школьников «Письмо с фронта», в которой приняли участие дети из социально-реабилитационного центра «Надежда».

Актуальность проекта заключается в том, что он путём сильного эмоционального воздействия способствует развитию духа патриотизма и художественно-эстетическому воспитанию. Синтез искусств – изобразительного и  цифрового – делает проект особенно  привлекательным для молодого поколения и способствует  зарождению  интереса к отечественной истории и её сохранению.

Выставку посетило более тысячи калужан. После окончания её работы демонстрация мультимедийного фильма с помощью VR-очков стала ключевым событием всех музейных мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне.

The War Was Here. Front-Line Cityscape educational exhibition project began with the art exhibition with multimedia content (December 30, 2018–February 10, 2019) and continued throughout the year 2019 as an interactive educational project with virtual reality elements.

The project participants:

M.V. Murashko, project curator

O.V. Matveyeva, coordinator

S.L. Klepova, educational program manager

E.V. Solovyova, information support

Fortitude and heroism are some of the major subjects in art that stir emotions in artists of all times. Especially dramatic and emotional works are based on real historical events. One of such events in the 20th century was the Great Patriotic War that became a pinnacle of patriotism and self-sacrifice of the Soviet people.

The project is dedicated to the day of Kaluga liberation from the Nazi invaders and it introduces visitors to the works by prominent Russian 20th-century artists. Many of the artists are veterans of the Great Patriotic War. Their art works illustrate wartime architectural scenery: shelled buildings, fortifications, landscapes mutilated by explosions. Dynamic scenes of the Kaluga assault are of special interest.

The exhibition is supported with a multimedia product, namely a documentary produced with the use of the virtual reality technology; to watch it, one has to use special VR equipment. Graphic works and paintings of the devastated Kaluga scenery were selected for the film; then the digital technologies were used to recreate the city’s pre-war view. In the film’s final scene the camera soars above the present-day Kaluga as an emphasis of the importance of conservation of our city’s architectural heritage.

Along with the exhibition, an interactive game for school students was developed: Letters from the Front Line. Children from the Nadezhda (Hope) social-rehabilitation center were invited to participate in it.

The project is highly relevant, as through powerful emotional impact it helps foster patriotic values and artistic and aesthetic appreciation in the audience. The synthesis of various arts — the fine art and the digital one — makes the project especially attractive for the younger generation and is instrumental in kindling interest to Russian history and to its preservation.

More than one thousand visitors have already seen the exhibition. When the exhibition was dismantled, the multimedia video — that can be watched with a VR headset — became one of the key component of all the Museum’s events dedicated to the Great Patriotic War.

null

ПУТЬ К ПОБЕДЕ

WAY TO VICTORY

75 лет назад наша страна победила фашизм в самой страшной войне за всю историю человечества. Путь к Победе был невыносимо долгим, тернистым, наполненным страхом и отчаянием, гневом и решимостью, стойкостью и жертвенностью, верой и надеждой.

Выставочный проект Калужского музея изобразительных искусств «Путь к Победе» объединяет произведения, демонстрирующие образ долгой дороги борьбы за жизнь, свободу и человеческое достоинство, состоящей из потерь и обретений, из  поражений и побед, горя утрат и  радости обретения. Представленные на выставке работы созданы в разное время и являются   наблюдениями, мыслями,  чувствами и переживаниями художников нескольких поколений, среди которых фронтовики, дети войны и их потомки.  Но всех авторов, так или иначе, объединяет стремление оставить в памяти поколений правду о тяжёлом бремени, что пришлось вынести нашему народу.

Художники-очевидцы событий войны, оставили богатые документальные свидетельства в виде портретов, пейзажей, многочисленных набросков и зарисовок военных лет,  многие обращались к жанровым сценам, рассказывая о военных буднях. Огромную роль для  поддержания морального духа в годы войны сыграло искусство плаката и карикатуры.  Еще больше произведений о Великой Отечественной войне было создано уже после 1945 года.

Работы, из которых формировалась выставка, поступали в собрание музея на протяжении всего послевоенного времени. Отсюда и большое разнообразие образов, которые были разбиты на несколько тематических групп, отражающих одну большую тему – Путь к победе. Выставка рассказывает о том, каким был этот путь и о том, кто им прошёл.

Первая группа  работ представляет образ Воина. Это простые солдаты, вынесшие на своих плечах тяжелое бремя войны.  Герой портрета «Дядя Саша» Фёдора Модорова  спокоен и уверен, нам трудно понять, что у него на душе, он слишком глубоко  погружен в свои личные размышления.  Но во взгляде проскальзывает нотка тревоги – кто знает, что ждет его завтра – победа или гибель. В быстрой карандашной зарисовке Бориса Шустова  «Портрет красноармейца» видно, что перед нами бывалый боец, в выражении лица и позе которого чувствуется накал и напряжение, он беспокоен, но в то же время предельно собран, в его руках мы ощущаем силу, а во взгляде – уверенность. На рисунке «Юный разведчик»  Константина Финогенова – сын полка, олицетворяющий юношеский максимализм бесстрашного подростка, в котором чувствуется  задор и энергия. Но стоит взглянуть ему в глаза, и мы увидим, насколько он серьёзен, смел и решителен.  Несмотря на свой юный возраст, он уже немало знает о войне и не в первый раз отправляется в разведку.

В отличие от вышеперечисленных произведений, выполненных в годы войны, работа Андрея Дроздова «Фронтовой сапожник» написана в наши дни и олицетворяет взгляд современного художника на то, каким был простой немолодой солдат, занимающийся ремонтом сапог между боями. Герой картины полностью погружен в своё занятие, но личное оружие рядом наготове. Образ воина — это еще и образ полководца, который мы можем видеть на линогравюре Ильи Соколова «Панфилов». Перед нами известная личность – Иван Васильевич Панфилов – герой Советского Союза, генерал-майор,  командующий 316-й стрелковой дивизией, прославившейся в ходе Битвы за Москву. Автор создал работу на основе известной фотографии Панфилова и изобразил уверенного командира, готового любой ценой выполнить поставленную перед ним задачу.   Скульптура Николая Прозоровского «Советский воин»  –  собирательный образ солдата-освободителя, олицетворяющий мужество, героизм и стойкость всех бойцов, встававших на защиту Родины. В его взгляде есть тревожные ноты, но в то же время он решительно смотрит вдаль и готов дальше идти дорогой победы.

С разных сторон на выставке раскрывается  тема Разлуки. В эскизе к знаменитой картине «Письмо с фронта» Александра Лактионова мы можем видеть искреннюю радость осознания, что тот, кого ждут с войны, жив и здоров. Пространство, залитое солнечным светом, добавляет еще больше тёплых чувств, побуждая и зрителя к положительным эмоциям. Но чаще всего разлука ассоциируется с грустью и тоской,    как в произведении Виктора Медведева «Солдатское письмо». Нам остается только догадываться о содержании письма. С одной стороны, выражение лица героя безрадостное и серьёзное, а с другой стороны, на него падает яркий свет, добавляющий тепла и надежды в холодное и мрачное окружение.

В работе Никифора Ращектаева «Разлука» изображено  прощание солдата со своей возлюбленной. Не оставляет равнодушным полный отчаяния взгляд героини, а глубоко-черное небо доводит до накала и без того трагичную сцену. Не все  вернулись с войны, и много семей осталось в те года без  мужей, отцов, сыновей. В офорте Камиля Губайдулина  «Березовый сок» мы видим молодых парней, которые будто уснули в тени деревьев, но проснуться им уже не суждено. И кругом лес, пронизанный душераздирающей тишиной. На картине Зинаиды Тимофеевой  «Солдатские вдовы» несчастные женщины, не дождавшиеся с войны сыновей и мужей, собрались вместе, чтобы почтить память героев. Все они погружены в свои глубокие печальные размышления, но одна старушка улыбается, она одна пытается отвлечь от тоски и себя, и остальных. И как символический образ справа за столом — женщина с ликом Богоматери.

Всеобъемлющей и разноплановой в работах выставки представлена тема Сражений, которые развернулись как на фронтах, так и в тылу.  Непосредственно сцены боёв изображены в серии литографий Владимира Богаткина. Будучи фронтовым художником, он принимал участие в боевых операциях, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». Георгий Нисский значимую часть своего творчества посвятил морской тематике и, став непосредственным свидетелем войны, создал  много произведений, посвященных русским морякам, храбро и отчаянно сражавшимся с немецкими солдатами.

Одна из таких работ под названием «Севастополь» находится в собрании музея и является неотъемлемой частью выставки.  Бодрое и динамичное произведение Матвея Доброва «Преследование» демонстрирует необычный для Великой Отечественной войны сюжет с конным сражением. Особая подтема – Блокада Ленинграда – символ стойкости и мужества не только солдат, но и каждого жителя города. Тревожной тишиной наполнены пейзажи города-героя в картинах Михаила Платунова. В работе «Дворцовая площадь» на первом плане темные очертания здания Эрмитажа, вид в сторону Адмиралтейства. Глухое серое небо пронизывают лучи прожекторов.  В картине «Налет с осветительными ракетами» – стрелка Васильевского острова, вид на одну из ростральных колонн. Алексей Бесперстов и Соломон Юдовин в своих произведениях повествуют о знаменитой Дороге Жизни, проходившей через Ладожское озеро и долгое время бывшей для города Ленина единственной связующей нитью с остальной частью страны. Подвигу тружеников ленинградских заводов во время блокады посвящена картина Станислава Минченко «Солдаты тыла» – история о тех, кто денно и нощно работал у станка, внося свой неоценимый вклад в общую победу. Эту работу художник посвятил своей матери, которая пережила долгую и страшную блокаду.  В работе Ивана Бруни «Семеро спящих» изображена трогательная сцена отдыха, где, несмотря на тесноту и неудобства, смертельно  уставшие бойцы после тяжелого дня, наконец, уснули. Но даже в образе спящих ощущается тревога и напряжение –  это не крепкий и безмятежный сон, война не окончена, и никто из них не знает, что  принесёт им следующий день.   Гравюры Ирины Воробьевой из серии «Женщины России в годы войны» напоминают нам о нелегкой судьбе матерей, жен и сестер, трудившихся в тылу.

Образ Врага  карикатурно представлен в нескольких ярких акварелях  Кукрыниксов  (творческий коллектив художников  Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). Остроумно и колко художники обличают наглость, злобу, глупость и отчаяние фашистской Германии и Адольфа Гитлера. Иначе враг изображен в картине Льва Казакевича «Бегство», посвященной  Калуге в годы войны. Немецкие солдаты в спешке покидают горящий город, яркие экспрессивные краски усиливают эмоциональную составляющую работы, добавляя больше ощущения хаоса, гибели и поражения. Лица немецких солдат не прописаны, но в силуэтах их сгорбленных фигур читается страх и отчаяние, они больше не в состоянии сражаться и все, что им остаётся — бежать как  можно скорее.

Ряд произведений раскрывает тему Победы, которая сложилась из сотни и тысяч одержанных в сражениях Великой Отечественной войны побед. Художник Ремир Курчик в своём большом полотне «Освобождение Калуги» изображает калужскую площадь Старый Торг, по которой победно шествуют советские солдаты, радостно встречаемые жителями города. Калуга была освобождена 30 декабря 1941 года в ходе Битвы за Москву, до окончания войны оставалось еще три долгих года, и  это были только первые победы, ясно давшие понять, что рано или поздно враг будет разбит. На  офорте Гиви Калмахелидзе «Автографы победителей»  исписанный сверху донизу русскими солдатами Рейхстаг, символизирующий крушение немецко-фашисткой  Германии.   Перед Рейхстагом уже нет  толпы советских солдат — их всего двое, стоят, мирно беседуя друг с другом.  Это необычный  образ, навевающий и радостное чувство долгожданной победы, но в то же время оставляющий горькое послевкусие, когда вспоминаешь, что далеко не все смогли пройти этот путь к Победе и оставить свой автограф. Праздничные салюты, ставшие символом Дня Победы, мы видим   в линогравюрах «Салют» Ильи Соколова и   «День Победы на Дворцовой площади» Соломона Юдовина. Во многом внешне схожие образы на самом деле несут в себе разный посыл. Произведение Соколова датировано 1943 годом, а, следовательно, перед нами один из самых первых салютов, данных во время войны в честь одной из больших локальных побед. И название, и содержание работы Юдовина говорят сами за себя — перед нами праздничный салют, посвященный окончательной победе в войне, а Дворцовая площадь полна людей, вышедших отпраздновать это великое событие.

Заключительной становится тема Памяти. Гравюры Ирины Воробьёвой «Песнь о белых журавлях» и «День Победы в Подмосковье» трогают до глубины души своей теплой искренностью, заставляя подумать о героях, не вернувшихся с полей сражений и о том, как важно беречь в своём сердце воспоминания о них.  На грустные размышления наводит произведение «Старик» Станислава Минченко – портрет ветерана Великой Отечественной войны Е.А. Авдеенко. Взгляд  героя  угрюм и серьёзен,  старик устало сидит на лавочке, на нём нет ни орденов, ни медалей, и лишь протез говорит нам о его участии в боевых действиях. На картине Михаила Кугача «Рассказ о трудном времени» в пустом доме на кровати сидят дети, увлеченно слушающие вернувшегося с войны солдата. Взгляд бойца серьёзен и печален, ему не просто вести разговор о событиях недавнего прошлого.  Их дом пуст, не видно ни еды, ни посуды, но мальчишки, разинув рты, слушают рассказы о боях и сражениях, о том, каким  долгим и трудным был путь к Победе  –  путь к свободе и радости бытия, которым продолжают идти потомки победителей.

75 years ago our country defeated Nazism in the worst war in the history of mankind. The way to the Victory was unbearably long, thorny, filled with fear and despair, anger and determination, resilience and sacrifice, faith and hope.

The Way to Victory exhibition project by the Kaluga Museum of Fine Arts brought together the works that depict the long road of struggle for life, freedom, and human dignity, the road full of losses and findings, defeats and victories, grief and joy. The displayed works were created at different times; they are the result of observations, reflections, feelings and experiences of artists of several generations, including war veterans and children of war and their descendants. However, the desire to preserve the memory of the crushing burden our people had to endure is common for all the artists.

The artists who witnessed the events of war left abundant documentary evidence: portraits, landscapes, numerous sketches; many of them documented the wartime everyday life. The art of poster and caricature played a huge role in maintaining morale during the War. Many more artworks on the Great Patriotic War were created after the year 1945.

The works of which the exhibition is comprised were being acquired by the Museum throughout all the post-war decades. Hence the great variety in style and imagery which were divided into several theme-based groups having in common one major subject — the Way to Victory. The exhibition tells what this way was like and who were those who made it.

The first group of works presents the image of a Warrior. A simple soldier who carried the crushing burden of war on his shoulders. The character on the Uncle Sasha portrait by Fiodor Modorov is calm and confident, it is difficult for us to understand what he keeps to himself, so deeply he is immersed in his personal reflections. However, we see a glimpse of anxiety in his eyes: who knows what awaits him tomorrow — victory or death. Looking at Boris Shustov’s Red Army Soldier pencil sketch, we see a seasoned warrior whose countenance and posture reveal tension; he is worried but utterly composed, we see how strong his hands are and how confident his look is. In the Young Scout drawing by Konstantin Finogenov we can see a “regiment son”, a teenager’s fearless all-or-nothing approach, his energy and ardor. However, deeper in his eyes we can see how serious, brave, and determined he is. Despite his young age, he knows a lot about the War, it is not his first scout mission.

Unlike the above mentioned works created during the War, Andrey Drozdov’s Front-Line Shoemaker was painted recently. It reflects a contemporary artist’s view of a simple soldier mending boots between battles. The character is fully absorbed in his work but his weapon is at hand and ready. Warrior also implies a commander, one of which we can see in the Panfilov linocut by Ilya Sokolov. We see the figure of Major General Ivan V. Panfilov, Hero of the Soviet Union, commander of the 316th Rifle Division who made himself famous in the Battle of Moscow. The painting was created based on the famous photograph of Panfilov. We can see a confident commander ready to carry out an order at any cost. The Soviet Warrior sculpture by Nikolai Prozorovsky is a composite image of a liberator soldier synonymic of valor, heroism, and fortitude of all the soldiers who stood up to defend the Motherland. We can make out some concern in his eyes but he seems determined and ready to go forward along the way to the Victory.

Various aspects of Separation are elaborated on through the different exhibits. Looking at a sketch for the famous Letter from the Front Line painting by Alexander Loktionov, we can see the sincere joy for knowing that the man who wrote it is alive and well. Bright sunlight flooding the scene adds warm feeling and stirs positive emotions in a spectator. More often though, Separation is associated with sorrow and despair that we can see in Victor Medvedev’s Soldier’s Letter. We can only guess what is written in that letter. On one hand, the character’s face is serious and joyless, on the other hand, it is in spotlight that adds the sensation of warmth and hope to the cold and gloomy scene.

Nikifor Raschektaev’s Separation shows a soldier bidding farewell to his girlfriend. None can remain unstirred by the the girl’s look full of despair while the deep-black sky makes the tragic scene even more intense. Not all the soldiers came back from the War; many families lost their fathers, husbands, and sons. Kamil Gubaydullin’s Birchtree Sap etching depicts young guys who seem fallen asleep in the shade of trees. They are not destined to awake though. They are in the midst of a forest full of heartbreaking silence. In Zinaida Timofeyeva’s Widows of Soldiers painting, we can see poor women who were not destined to see their sons and husbands coming from the War. They gathered to pay their tribute to the heroes’ memory. They all are deep in their sorrow and thoughts, but one old woman is smiling, she alone tries to distract herself and the others. On the right side at the table is a woman with the face of the Mother of God — a symbolic image.

The subject of Battles — whether at the front lines or in the rear — is elaborated on in a very comprehensive and diverse way. Battle scenes can be found in Vladimir Bogatkin’s series of lithographs. A front-line artist himself, he fought in combat missions and was decorated with the For Combat Merits medal. The major part of Georgy Nissky’s art is dedicated to the marine theme. Being a witness of the War himself, he created numerous works dedicated to the Russian navy men who valiantly and selflessly fought with the Nazi soldiers.

One of such works titled Sevastopol is in the Museum’s collection and is displayed at the exhibition as its integral part. Matvey Dobrov’s lively and dynamic work titled Pursuit demonstrates a scene of a cavalry battle, quite unusual for the Great Patriotic War. A separate sub-theme of the Leningrad Siege is a synonym of fortitude and valor of not just soldiers but of every resident of the city. Scenes of the Hero City in Mikhail Platunov’s works are full of uneasy silence. In the Palace Square painting’s foreground, we can see dark silhouette of the Hermitage, a view towards the Admiralty. The dull gray sky is pierced by searchlights. In the Raid with Airplane Flares we see the Spit of Vasilievsky Island and one of its Rostral Columns. In their works, Alexey Besperstov and Solomon Yudovin narrate about the famous Road of Life that was crossing Ladoga Lake and for a long time was the only link between the city of Lenin with the rest of the country. Stanislav Minchenko’s Soldiers of the Home Front is dedicated to the feat of the Leningrad workers’ at factories during the siege. It is a story of those who worked day and night to contribute to the common cause of the Victory. The author dedicated this work to his mother who survived the long and terrible siege. Ivan Bruni’s Seven Sleepers offers us a touching scene of rest, where, despite the lack of comfort and crowdedness, dead-tired soldiers are asleep after a hard day. But even asleep they seem alert and worried — it is far from a sound and serene slumber; the War is not over and nobody knows what the new day is bearing. Irina Vorobyova’s prints from the Women of Russia During the War series remind us of the difficult fate of mothers, wives, and sisters who worked at the home front.

The enemy’s caricature image is represented on several bright watercolors by Kukryniksy (a team of artists Mikhail Kupriyanov, Porfiry Krylov, and Nikolai Sokolov). Witty and sharp artists denounce the arrogance, malice, stupidity, and despair of the Nazi Germany and Adolf Hitler himself. The enemy in Lev Kazakevich’s Flight is different. The work depicts the wartime Kaluga. German soldiers leave the burning city in haste; bright expressive colors enhance the emotional component of the work, adding to the sensation of chaos, death, and defeat. German soldiers are faceless but their hunched figures emit fear and despair, they are no longer able to fight and all they can do is flee in haste.

A number of works treat the Victory as a sum of hundreds and thousands of victories in the battles of the Great Patriotic War. Artist Remir Kurchik in his large canvas Liberation of Kaluga shows Kaluga’s Old Market square where Soviet soldiers march triumphantly, joyfully greeted by the residents of the city. Kaluga was liberated on December 30, 1941, during the Battle of Moscow, with three long years remaining to the end of the War, and those were only the first victories that made it clear that sooner or later the enemy would be defeated. In Givi Kalmakhelidze’s Winners’ Signatures etching we see the Reichstag covered in Soviet soldiers’ inscriptions from top to bottom. It is a symbol of the collapse of the Nazi Germany. The area in front of the Reichstag is not crowded any more, there are only two Soviet soldiers engaged in a peaceful conversation. This scene is unusual, it evokes a joyful sense of long-awaited victory, but at the same time it leaves a bitter aftertaste when you realize how many soldiers could not make this way to the Victory and leave their signature. The festive fireworks as a symbol of the Victory Day are the subject of the Fireworks series of linocuts by Ilya Sokolov and Victory Day on the Palace Square by Solomon Yudovin. Seemingly similar scenes have in fact different messages. Sokolov’s work is dated 1943 and, therefore, we see one of the first fireworks during the War celebrating one of the local victories. Both title and subject of Yudovin’s work speak for themselves — we see festive fireworks dedicated to the final Victory in the War, and the Palace Square is full of people who came out to celebrate the great event.

The subject of Memory is the closing one. Irina Vorobyova’s Song of White Cranes and Victory Day in the Moscow Region prints are touching in their warm sincerity, they make one remember of the heroes who never returned from the battlefields and of how important it is to cherish the memories of them in our hearts. Stanislav Minchenko’s The Old Man — a portrait of a veteran of the Great Patriotic War E.A. Avdeyenko — evoke sad thoughts within a spectator. The hero’s look is sullen and serious, the old man is sitting wearily on a bench, he has no orders or medals, and only a prosthetic tells us that he fought in the War. In Mikhail Kugach’s Story of Hard Time painting we can see children sitting on a bed in an empty house, enthusiastically listening to a soldier who just returned from the War. The soldier’s look is serious and sad, it is not easy for him to talk about the events of the recent past. Their house is empty, there is neither food nor dishes in sight, but the boys listen to the battle stories with their mouths open, the stories of the long and difficult way to the Victory — the way towards freedom and joy of life, which the descendants of the winners continue to follow.

МЕДИА | MEDIA
null

Please, enable subtitles (automatic translation) to watch videos in a different language

null

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

STATE MUSEUM OF THE HISTORY OF COSMONAUTICS NAMED AFTER K. E. TSIOLKOVSKY