null

Видеоролик из фотографий музеев
Video from museums’ photos

null

Саратовский областной музей краеведения

Saratov Region Local History Museum

410031, г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 34
http://www.comk.ru/
+7 (845) 228-24-91
CentralOffice@comk.ru

34, Lermontov Str., Saratov, 410031
http://www.comk.ru/
+7 (845) 228 2491
CentralOffice@comk.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В начале Великой Отечественной войны большинство научных сотрудников Саратовского областного музея краеведения, включая директора, были призваны на фронт. Первый приказ об освобождении от занимаемой должности в связи с уходом в армию датируется 24 июня 1941 г. С июля 1941 г. музей был законсервирован.

Важнейшим направлением деятельности директора музея М.Г. Голубевой и хранителя В.Я. Рассудовой, которые большую часть военного времени оставались единственными сотрудниками, была выставочная работа. Ими были подготовлены передвижные выставки, в т.ч. на тему «Отечественная война советского народа против гитлеровских империалистов». Две из них находились в помещении агитпункта станции Саратов-пассажирская и обслуживали бойцов, командиров и политработников – свыше тысячи человек в день. Кроме того, «для охвата ими трудящихся» такие выставки были подготовлены для других музеев и учреждений города. За годы войны областным музеем было экспонировано более 50 выставок, которыми обслужили около двух миллионов человек.

Директор музея и заведующая фондами выступали с лекциями в воинских частях, госпиталях, школах и на предприятиях. С передвижными выставками и лекциями они выезжали в районы области во время посевных и уборочных кампаний.

Огромное внимание уделялось собирательской работе, которая началась с первых дней войны. С агитпунктов железнодорожного и речного вокзалов в музей поступали листовки и журналы. Устанавливалась связь с родственниками героев-земляков. 5 января 1942 года М.Г. Голубева издает приказ, в котором говорится: «Учитывая всю ответственность нас, музейных работников, перед историей и будущими поколениями и имея факты, что некоторые материалы пропадают бесследно, приказываю зав. фондами тов. Рассудовой В.Я. усилить работу по сбору материалов периода Отечественной войны».

Особое место в комплектовании коллекции занимает история поступления в музей боевого самолета Як-1. Этот самолет был приобретен на личные сбережения саратовского колхозника Ф.П. Головатого и передан нашему земляку – летчику, гвардии майору Б.Н. Еремину. В 1944 году по ходатайству музея и после выработки летного ресурса самолет был передан музею. В 1943 году к 25-й годовщине ВЛКСМ в музее была открыта выставка «Саратовский комсомол в дни Отечественной войны». 5 марта 1944 года в музее открылись для посетителей отделы природы и исторический, включавший раздел «Отечественная война Советского народа с гитлеровскими захватчиками».

В том же году были экспонированы и другие разделы по темам Великой Отечественной войны. Для выставок и экспозиции саратовские художники по заказу музея создавали картины и рисунки, отражавшие героизм советских воинов и земляков на фронте и в тылу. В их числе рисунки художника Тимофеева, часть которых можно увидеть в сохранившемся альбоме фотографий экспозиции музея 1944 года.

Все годы войны в фондах СОМК хранились ящики с эвакуированными экспонатами из Витебского музея. В августе 1945 года они в полной сохранности были возвращены в Витебск.

At the beginning of the Great Patriotic War, most of the research associates with the Saratov Region Local History Museum, including its director, were conscripted by the Red Army and joined the fight at the front lines. The first resignation from the museum staff member about to join the army was signed on June 24, 1941.

Starting from July 1941, the Museum was mothballed. One of the most important goals of M.G. Golubeva — Museum director at the time — and custodian V.Ya. Rassudova was organizing new exhibitions. For the longest time they were the only employees of the Museum during the War. They worked on mobile exhibitions on various topics including the Patriotic War of the Soviet People against the Nazi Imperialists. Two of those exhibitions were on display at the propaganda station of the Saratov passenger railway station. Those would oft be visited by soldiers, commanders and political officers — more than a thousand people every day. Furthermore, similar exhibitions were set up in other museums and public institutions of the city to better reach out to other target audiences. During the War, the Regional Museum organized more than 50 exhibitions that were visited by some 2 mln people in total.

Museum director and custodian would often hold lectures in military quarters, hospitals, schools and factories. They would also accompany mobile exhibitions and hold lectures in the Saratov Region during the sowing and harvesting seasons.

A great deal of work went into expanding the Museum collection, starting from the very onset of the War. From propaganda stations at railway and riverboat stations, the Museum would regularly receive new leaflets and newspapers. Additionally, the two employees would correspond with relatives of the soldiers fighting at the front lines. On January 5, 1942, M.G. Golubeva signed an order stating that “considering our duty as museum workers to the history and future generations, and considering the fact that most material sources vanish over time, I hereby instruct custodian Comrade V.Ya. Rassudova to continue collecting materials on this Patriotic War period with renewed vigor”.

The story of how the Museum came into possession of the Yakovlev-1 combat aircraft merits a special mention. F.P. Golovaty, a collective farmer in Saratov, used his savings to purchase the aircraft to be given to a pilot from Saratov, Guard Major B.N. Yeriomin. In 1944, after the aircraft’s service life was over and following a request from the Museum, the aircraft was transferred to the there. In 1943, a new exhibition titled Saratov Komsomol during the Great Patriotic War was opened in the Museum to commemorate the 25th anniversary of the youth organization. On March 5, 1944, two new sections were added to the Museum roster: natural and historical.

The latter included an exhibition on the Patriotic War of the Soviet People against the Nazi Invaders. The same year, other exhibits related to the Great Patriotic War were also put on display. Saratov artists were commissioned by the Museum to create drawings and paintings that would reflect the heroism of Soviet soldiers and laborers at the battlefields and at the homefront. Among them, are the drawings made by artist Timofeyev. Some of these drawings may be seen in the surviving album of photographs of the 1944 exhibition.

During that period, the Saratov Region Local History Museum kept in custody the exhibits from the museum in Vitebsk. In August of 1945, they were safely returned to their original home.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

410031, г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 34
http://www.comk.ru/
+7 (845) 228-24-91
CentralOffice@comk.ru

34, Lermontov Str., Saratov, 410031
http://www.comk.ru/
+7 (845) 228 2491
CentralOffice@comk.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В начале Великой Отечественной войны большинство научных сотрудников Саратовского областного музея краеведения, включая директора, были призваны на фронт. Первый приказ об освобождении от занимаемой должности в связи с уходом в армию датируется 24 июня 1941 г. С июля 1941 г. музей был законсервирован.

Важнейшим направлением деятельности директора музея М.Г. Голубевой и хранителя В.Я. Рассудовой, которые большую часть военного времени оставались единственными сотрудниками, была выставочная работа. Ими были подготовлены передвижные выставки, в т.ч. на тему «Отечественная война советского народа против гитлеровских империалистов». Две из них находились в помещении агитпункта станции Саратов-пассажирская и обслуживали бойцов, командиров и политработников – свыше тысячи человек в день. Кроме того, «для охвата ими трудящихся» такие выставки были подготовлены для других музеев и учреждений города. За годы войны областным музеем было экспонировано более 50 выставок, которыми обслужили около двух миллионов человек.

Директор музея и заведующая фондами выступали с лекциями в воинских частях, госпиталях, школах и на предприятиях. С передвижными выставками и лекциями они выезжали в районы области во время посевных и уборочных кампаний.

Огромное внимание уделялось собирательской работе, которая началась с первых дней войны. С агитпунктов железнодорожного и речного вокзалов в музей поступали листовки и журналы. Устанавливалась связь с родственниками героев-земляков. 5 января 1942 года М.Г. Голубева издает приказ, в котором говорится: «Учитывая всю ответственность нас, музейных работников, перед историей и будущими поколениями и имея факты, что некоторые материалы пропадают бесследно, приказываю зав. фондами тов. Рассудовой В.Я. усилить работу по сбору материалов периода Отечественной войны».

Особое место в комплектовании коллекции занимает история поступления в музей боевого самолета Як-1. Этот самолет был приобретен на личные сбережения саратовского колхозника Ф.П. Головатого и передан нашему земляку – летчику, гвардии майору Б.Н. Еремину. В 1944 году по ходатайству музея и после выработки летного ресурса самолет был передан музею. В 1943 году к 25-й годовщине ВЛКСМ в музее была открыта выставка «Саратовский комсомол в дни Отечественной войны». 5 марта 1944 года в музее открылись для посетителей отделы природы и исторический, включавший раздел «Отечественная война Советского народа с гитлеровскими захватчиками».

В том же году были экспонированы и другие разделы по темам Великой Отечественной войны. Для выставок и экспозиции саратовские художники по заказу музея создавали картины и рисунки, отражавшие героизм советских воинов и земляков на фронте и в тылу. В их числе рисунки художника Тимофеева, часть которых можно увидеть в сохранившемся альбоме фотографий экспозиции музея 1944 года.

Все годы войны в фондах СОМК хранились ящики с эвакуированными экспонатами из Витебского музея. В августе 1945 года они в полной сохранности были возвращены в Витебск.

At the beginning of the Great Patriotic War, most of the research associates with the Saratov Region Local History Museum, including its director, were conscripted by the Red Army and joined the fight at the front lines. The first resignation from the museum staff member about to join the army was signed on June 24, 1941.

Starting from July 1941, the Museum was mothballed. One of the most important goals of M.G. Golubeva — Museum director at the time — and custodian V.Ya. Rassudova was organizing new exhibitions. For the longest time they were the only employees of the Museum during the War. They worked on mobile exhibitions on various topics including the Patriotic War of the Soviet People against the Nazi Imperialists. Two of those exhibitions were on display at the propaganda station of the Saratov passenger railway station. Those would oft be visited by soldiers, commanders and political officers — more than a thousand people every day. Furthermore, similar exhibitions were set up in other museums and public institutions of the city to better reach out to other target audiences. During the War, the Regional Museum organized more than 50 exhibitions that were visited by some 2 mln people in total.

Museum director and custodian would often hold lectures in military quarters, hospitals, schools and factories. They would also accompany mobile exhibitions and hold lectures in the Saratov Region during the sowing and harvesting seasons.

A great deal of work went into expanding the Museum collection, starting from the very onset of the War. From propaganda stations at railway and riverboat stations, the Museum would regularly receive new leaflets and newspapers. Additionally, the two employees would correspond with relatives of the soldiers fighting at the front lines. On January 5, 1942, M.G. Golubeva signed an order stating that “considering our duty as museum workers to the history and future generations, and considering the fact that most material sources vanish over time, I hereby instruct custodian Comrade V.Ya. Rassudova to continue collecting materials on this Patriotic War period with renewed vigor”.

The story of how the Museum came into possession of the Yakovlev-1 combat aircraft merits a special mention. F.P. Golovaty, a collective farmer in Saratov, used his savings to purchase the aircraft to be given to a pilot from Saratov, Guard Major B.N. Yeriomin. In 1944, after the aircraft’s service life was over and following a request from the Museum, the aircraft was transferred to the there. In 1943, a new exhibition titled Saratov Komsomol during the Great Patriotic War was opened in the Museum to commemorate the 25th anniversary of the youth organization. On March 5, 1944, two new sections were added to the Museum roster: natural and historical.

The latter included an exhibition on the Patriotic War of the Soviet People against the Nazi Invaders. The same year, other exhibits related to the Great Patriotic War were also put on display. Saratov artists were commissioned by the Museum to create drawings and paintings that would reflect the heroism of Soviet soldiers and laborers at the battlefields and at the homefront. Among them, are the drawings made by artist Timofeyev. Some of these drawings may be seen in the surviving album of photographs of the 1944 exhibition.

During that period, the Saratov Region Local History Museum kept in custody the exhibits from the museum in Vitebsk. In August of 1945, they were safely returned to their original home.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»

Museum of Military and Labor Glory Historical and Patriotic Complex in Saratov

Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы» стал данью уважения подвигу саратовцев: танкистов, артиллеристов, моряков, пехотинцев, летчиков, тружеников тыла. 9 мая 1982 года в Парке Победы на Соколовой горе был открыт мемориальный комплекс, посвященный воинам-саратовцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и музей боевой славы.

Важную роль в формировании музея сыграли ветераны, труженики тыла, архитекторы, строители, музейные сотрудники, представители государственных структур, дарители, посетители музея и др.

410038,  г. Саратов, тер. Соколовая гора
http://www.sargmbs.ru/
+7 (845) 275-00-89
Smi@sargmbs.ru

The Museum of Military and Labor Glory in Saratov became a tribute to the feats of the city residents: tank crew members, artillery gunners, navy men, infantrymen, pilots and laborers of the home front. On May 9, 1982, a Memorial Complex and Military Glory Museum were opened in the Victory Park on Sokolovaya Hill. This complex is dedicated to the soldiers from Saratov who perished at the battlefields of the 1941–1945 Great Patriotic War.

An important role in the creation and development of this Museum was played by veterans of the War, architects, builders, museum employees, government officials, benefactors, museum visitors and many others.

Sokolovaya Gora Lane, Saratov, 410038
http://www.sargmbs.ru/http://fedinmuseum.ru/
+7 (845) 275 0089
Smi@sargmbs.ru

null

ПРОЕКТ МУЗЕЯ

MUSEUM PROJECT

9 мая 1999 года была открыта уникальная экспозиция военной техники под открытым небом, которая сегодня насчитывает более 200 единиц орудий и боевых машин, поступивших в музей из разных регионов России, в том числе и раритеты с полей сражений, поднятые бойцами поисковых отрядов.

Значимым событием в деятельности музея стало открытие 9 мая 2000 года нового экспозиционно-выставочного павильона с экспозицией «Трагедия и подвиг. Век ХХ». Созданная по хронологическому принципу и включающая документы, фотографии, знамена, плакаты, оружие, экспозиция вовлекает посетителя в многосторонний диалог по истории Великой Отечественной войны, раскрывает участие саратовцев в военных конфликтах ХХ столетия.

В 2015 году в предельно короткие сроки было завершено строительство нового экспозиционно-выставочного павильона и открыта экспозиция «Трудовая слава Саратовской области», где центральное место отведено материалам о вкладе тружеников Саратовской области в Великую Победу.

Сегодня экскурсия в Саратовский историко-патриотический комплекс является составной частью культурной программы важных городских мероприятий, ежегодно его экспозиции и выставки посещают более 180 тысяч саратовцев и гостей города. На базе музейного комплекса проводятся наиболее знаменательные для города мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, возлагаются цветы к Вечному огню.

On May 9, 1999, a unique open-air exhibition of military equipment opened within the Complex. Currently, more than 200 guns and combat vehicles are on display here. These were sent to the Museum from different regions of Russia, and include rare machines recovered from the battlefields by search teams.

An important event for the Museum was the opening of a new exhibition hall on May 9, 2000. Within it, the Tragedy and Heroism. 20th Century exhibition is on display. It is arranged in chronological order and includes documents, photographs, banners, posters, and armaments. The exhibition encourages visitors to discover, study, and discuss the historical events of the Great Patriotic War, and showcases the participation of Saratov residents in military conflicts of the 20th century.

In 2015, a new exhibition hall was constructed in a very short span of time. It is used to display the exhibits pertaining to the labor glory of the Saratov Region. The central spot is taken by the work that was carried out by the local laborers during the War and their contribution to the cause of great Victory.

Currently, a guided tour of this Historical and Patriotic Complex is an integral part of any cultural event in the city of Saratov. Every year, its exhibitions are visited by more than 180,000 residents and guests of the city. The Complex always takes part in all the memorial celebrations in the city that are dedicated to the days of Russian military glory, and flowers are always laid at its Eternal Flame memorial.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы» стал данью уважения подвигу саратовцев: танкистов, артиллеристов, моряков, пехотинцев, летчиков, тружеников тыла. 9 мая 1982 года в Парке Победы на Соколовой горе был открыт мемориальный комплекс, посвященный воинам-саратовцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и музей боевой славы.

Важную роль в формировании музея сыграли ветераны, труженики тыла, архитекторы, строители, музейные сотрудники, представители государственных структур, дарители, посетители музея и др.

410038,  г. Саратов, тер. Соколовая гора
http://www.sargmbs.ru/
+7 (845) 275-00-89
Smi@sargmbs.ru

The Museum of Military and Labor Glory in Saratov became a tribute to the feats of the city residents: tank crew members, artillery gunners, navy men, infantrymen, pilots and laborers of the home front. On May 9, 1982, a Memorial Complex and Military Glory Museum were opened in the Victory Park on Sokolovaya Hill. This complex is dedicated to the soldiers from Saratov who perished at the battlefields of the 1941–1945 Great Patriotic War.

An important role in the creation and development of this Museum was played by veterans of the War, architects, builders, museum employees, government officials, benefactors, museum visitors and many others.

Sokolovaya Gora Lane, Saratov, 410038
http://www.sargmbs.ru/http://fedinmuseum.ru/
+7 (845) 275 0089
Smi@sargmbs.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

ПРОЕКТ МУЗЕЯ

MUSEUM PROJECT

9 мая 1999 года была открыта уникальная экспозиция военной техники под открытым небом, которая сегодня насчитывает более 200 единиц орудий и боевых машин, поступивших в музей из разных регионов России, в том числе и раритеты с полей сражений, поднятые бойцами поисковых отрядов.

Значимым событием в деятельности музея стало открытие 9 мая 2000 года нового экспозиционно-выставочного павильона с экспозицией «Трагедия и подвиг. Век ХХ». Созданная по хронологическому принципу и включающая документы, фотографии, знамена, плакаты, оружие, экспозиция вовлекает посетителя в многосторонний диалог по истории Великой Отечественной войны, раскрывает участие саратовцев в военных конфликтах ХХ столетия.

В 2015 году в предельно короткие сроки было завершено строительство нового экспозиционно-выставочного павильона и открыта экспозиция «Трудовая слава Саратовской области», где центральное место отведено материалам о вкладе тружеников Саратовской области в Великую Победу.

Сегодня экскурсия в Саратовский историко-патриотический комплекс является составной частью культурной программы важных городских мероприятий, ежегодно его экспозиции и выставки посещают более 180 тысяч саратовцев и гостей города. На базе музейного комплекса проводятся наиболее знаменательные для города мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, возлагаются цветы к Вечному огню.

On May 9, 1999, a unique open-air exhibition of military equipment opened within the Complex. Currently, more than 200 guns and combat vehicles are on display here. These were sent to the Museum from different regions of Russia, and include rare machines recovered from the battlefields by search teams.

An important event for the Museum was the opening of a new exhibition hall on May 9, 2000. Within it, the Tragedy and Heroism. 20th Century exhibition is on display. It is arranged in chronological order and includes documents, photographs, banners, posters, and armaments. The exhibition encourages visitors to discover, study, and discuss the historical events of the Great Patriotic War, and showcases the participation of Saratov residents in military conflicts of the 20th century.

In 2015, a new exhibition hall was constructed in a very short span of time. It is used to display the exhibits pertaining to the labor glory of the Saratov Region. The central spot is taken by the work that was carried out by the local laborers during the War and their contribution to the cause of great Victory.

Currently, a guided tour of this Historical and Patriotic Complex is an integral part of any cultural event in the city of Saratov. Every year, its exhibitions are visited by more than 180,000 residents and guests of the city. The Complex always takes part in all the memorial celebrations in the city that are dedicated to the days of Russian military glory, and flowers are always laid at its Eternal Flame memorial.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

N.G. Chernyshevsky Homestead Museum

410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, 142
https://sarusadba.wixsite.com/sarusadba-news
+7 (845) 223-06-66
sarusadba@yandex.ru

142, Chernyshevsky Str., Saratov, 410002
https://sarusadba.wixsite.com/sarusadba-news
+7 (845) 223 0666
sarusadba@yandex.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Музей Н.Г. Чернышевского не прекращал работы в течение всей войны. Коллектив музея, возглавляемый внучкой Н.Г. Чернышевского, Ниной Михайловной, оказался перед необходимостью решать сложные задачи, обусловленные военным временем

С самых первых дней войны встала проблема сохранения музейных ценностей. Музей готовит для эвакуации и в октябре 1941 года передает в Центральный государственный архив литературы и искусства основной рукописный фонд. Остальные экспонаты тщательно упакованы и зарыты в подвалах мемориального дома.

Возобновляется другая важнейшая сторона музейной деятельности, просветительская. Новые условия определяли и новые формы работы. Время посещения экспозиции было продлено и в музей можно было попасть даже вечером, но поток экскурсантов уменьшился. Поэтому гораздо большее место стала занимать работа вне стен музея. На первое место выходит такая форма просветительской деятельности, как лекции. За военные годы на фабриках и заводах, в школах и училищах, в лекториях Ленинградского университета, эвакуированного в Саратов, были прочитаны 1958 лекций. Особенное внимание уделялось госпиталям, где выступала внучка писателя Н.М. Чернышевская, защитившая в годы войны диссертацию «Летопись жизни и творчества Николая Гавриловича Чернышевского».

Были созданы внемузейные выставки патриотической тематики: «Жизнь и деятельность Н.Г.Чернышевского как великого патриота своей Родины», «Героическое прошлое русского народа» и т. д. Устраивались литературные вечера, на которых открывались выставки музейных материалов. В 1944 году было проведено 150 таких выставок.

Сегодня в собрании музея хранятся афиши музея военных лет, переписка Н.М. Чернышевской с фронтовиками, вырезки из газет, фотографии музейных экспозиций и посетителей музея, отчеты военных лет, осколки разорвавшихся снарядов, собранные на музейной территории в 1943 году.

N.G. Chernyshevsky Museum never stopped working during the War. The Museum employees, headed by Nina Chernyshevskaya, writer’s granddaughter, were faced with difficult challenges, set forth by those trying times.

From the very beginning of the War, employees were tasked with trying to preserve the Museum rarities. The Museum prepared the primary collection of manuscripts to be transferred to the Central State Archive of Literature and Art in the October of 1941. The rest of the exhibits were carefully packed away and buried in the cellars of the Memorial House.

Then, another important task entrusted to Museum employees began. They were always thinking up new ways and forms to educate the locals. The opening hours of the exhibition were extended, and the Museum kept its doors open in the evenings, but the numbers still dwindled. That is why it was decided to carry out events outside of the Museum. First and foremost, the employees concentrated on lectures. Throughout the War, plants and factories, schools and colleges, lecture halls of the Leningrad University, evacuated to Saratov, would become venues for the lecturers. Over the years, 1958 lectures were given. Special attention was given to hospitals, where the writer’s granddaughter would often given speeches. During the War, she also defended her thesis titled The Chronicle of Nikolai G. Chernyshevsky’s Life and Work.

Mobile exhibitions with a patriotic theme were organized, like Life and Work of N.G. Chernyshevsky — a Great Patriot of His Nation, The Heroic Past of the Russian People, etc. Literature readings were also held that would mark the presentation of new exhibition materials of the Museum. In 1944, a total of 150 of such exhibitions was held.

Currently, the Museum collection includes Museum posters created during the War, N.M. Chernychevskaya’ correspondence with soldiers at the front line, newspaper articles, photographs of exhibitions and visitors of the Museum, reports from the years of war, shards of exploded ordnance that were collected from the area surrounding the Museum in 1943.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, 142
https://sarusadba.wixsite.com/sarusadba-news
+7 (845) 223-06-66
sarusadba@yandex.ru

142, Chernyshevsky Str., Saratov, 410002
https://sarusadba.wixsite.com/sarusadba-news
+7 (845) 223 0666
sarusadba@yandex.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Музей Н.Г. Чернышевского не прекращал работы в течение всей войны. Коллектив музея, возглавляемый внучкой Н.Г. Чернышевского, Ниной Михайловной, оказался перед необходимостью решать сложные задачи, обусловленные военным временем

С самых первых дней войны встала проблема сохранения музейных ценностей. Музей готовит для эвакуации и в октябре 1941 года передает в Центральный государственный архив литературы и искусства основной рукописный фонд. Остальные экспонаты тщательно упакованы и зарыты в подвалах мемориального дома.

Возобновляется другая важнейшая сторона музейной деятельности, просветительская. Новые условия определяли и новые формы работы. Время посещения экспозиции было продлено и в музей можно было попасть даже вечером, но поток экскурсантов уменьшился. Поэтому гораздо большее место стала занимать работа вне стен музея. На первое место выходит такая форма просветительской деятельности, как лекции. За военные годы на фабриках и заводах, в школах и училищах, в лекториях Ленинградского университета, эвакуированного в Саратов, были прочитаны 1958 лекций. Особенное внимание уделялось госпиталям, где выступала внучка писателя Н.М. Чернышевская, защитившая в годы войны диссертацию «Летопись жизни и творчества Николая Гавриловича Чернышевского».

Были созданы внемузейные выставки патриотической тематики: «Жизнь и деятельность Н.Г.Чернышевского как великого патриота своей Родины», «Героическое прошлое русского народа» и т. д. Устраивались литературные вечера, на которых открывались выставки музейных материалов. В 1944 году было проведено 150 таких выставок.

Сегодня в собрании музея хранятся афиши музея военных лет, переписка Н.М. Чернышевской с фронтовиками, вырезки из газет, фотографии музейных экспозиций и посетителей музея, отчеты военных лет, осколки разорвавшихся снарядов, собранные на музейной территории в 1943 году.

N.G. Chernyshevsky Museum never stopped working during the War. The Museum employees, headed by Nina Chernyshevskaya, writer’s granddaughter, were faced with difficult challenges, set forth by those trying times.

From the very beginning of the War, employees were tasked with trying to preserve the Museum rarities. The Museum prepared the primary collection of manuscripts to be transferred to the Central State Archive of Literature and Art in the October of 1941. The rest of the exhibits were carefully packed away and buried in the cellars of the Memorial House.

Then, another important task entrusted to Museum employees began. They were always thinking up new ways and forms to educate the locals. The opening hours of the exhibition were extended, and the Museum kept its doors open in the evenings, but the numbers still dwindled. That is why it was decided to carry out events outside of the Museum. First and foremost, the employees concentrated on lectures. Throughout the War, plants and factories, schools and colleges, lecture halls of the Leningrad University, evacuated to Saratov, would become venues for the lecturers. Over the years, 1958 lectures were given. Special attention was given to hospitals, where the writer’s granddaughter would often given speeches. During the War, she also defended her thesis titled The Chronicle of Nikolai G. Chernyshevsky’s Life and Work.

Mobile exhibitions with a patriotic theme were organized, like Life and Work of N.G. Chernyshevsky — a Great Patriot of His Nation, The Heroic Past of the Russian People, etc. Literature readings were also held that would mark the presentation of new exhibition materials of the Museum. In 1944, a total of 150 of such exhibitions was held.

Currently, the Museum collection includes Museum posters created during the War, N.M. Chernychevskaya’ correspondence with soldiers at the front line, newspaper articles, photographs of exhibitions and visitors of the Museum, reports from the years of war, shards of exploded ordnance that were collected from the area surrounding the Museum in 1943.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Государственный музей К.А. Федина

K.A. Fedin State Museum

Государственный музей К.А. Федина, посвященный жизни и творчеству известного русского писателя ХХ в., был открыт 27 июня 1981 г. в Саратове, на его родине.

Фондовые коллекции музея насчитывают около 80 тысяч единиц хранения, значительная часть которых относится к периоду Великой Отечественной войны.

410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 154
http://fedinmuseum.ru/
+7 (845) 223-06-05
fedinmus@gmail.com

The K.A. Fedin State Museum showcases the life and work of the famous Russian writer of the 20thcentury, Konstantin Fedin. The Museum was opened in Saratov, the writer’s birthplace, on June 27, 1981.

The Museum collection includes some 80,000 exhibits, with a significant share of them related to the Great Patriotic War period.

154, Chernyshevsky Str., Saratov, 410002
http://fedinmuseum.ru/
+7 (845) 223 0605
fedinmus@gmail.com

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В эти годы Федин активно творчески работал в эвакуации в г. Чистополе, выезжал в составе писательской бригады на фронт под Орел, где был зачислен Почетным правофланговым 1-ой роты 1022 стрелкового полка 269 стрелковой дивизии. В его архиве сохранился почетный знак и памятная фотография, самодельные фронтовые блокноты писателя, записи из которых легли в основу цикла очерков «Освобожденная Орловщина».

Вместе с группой писателей Федин входил в состав Чрезвычайной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний, созданной в середине 1942 г. решением советского правительства. В 1943 г. комиссия посетила оскверненную фашистами могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре Псковской области. В экспозицию музея включен рисунок монастыря, сделанный Фединым в эту поездку.

В 1946 г. в качестве спецкора газеты «Известия» Федин принимал участие в заседаниях Международного военного трибунала на Нюрнбергском процессе. Сохранились его блокноты с записями и зарисовками главных военных преступников, также представленные в постоянной экспозиции музея.

Фондовые материалы, связанные с периодом Великой Отечественной войны показаны не только в музейных залах, но часто используются на передвижных выставках, посвященных этой тематике.

At the time, Fedin was working in Chistopol, where he was evacuated to. As a member of a writers’ brigade he traveled to the front lines in the vicinity of Orel, where he was enlisted as an Honorary right-flank soldier of the 1st Company of the 1022nd Rifle Regiment with the 269th Rifle Division. His archives include a badge of honor and a commemorative photograph, handmade notebooks of the writer. Entries he made in those notebooks would then be used to write a series of essays titled The Liberated Orel Land.

Fedin and other writers were members of the Extraordinary State Committee investigating the Nazi crimes. The Committee was established in mid-1942 by the Soviet Government resolution. In 1943, the Committee visited the defiled grave of Alexander Pushkin in the Svyatogorsk Monastery in the Pskov Region. The Museum exhibition includes a drawing of the monastery made by Fedin on thattrip.

In 1946, as a special correspondent for the Izvestiya newspaper, Fedin took part in the sessions of the International Military Tribunal during the Nuremberg trials. His notebooks with entries on the trials and drawings of the war criminals still remain, and are also on display at the Museum exhibition.

The Museum collection that pertains to the Great Patriotic War period is exhibited in the Museum halls and used as part of mobile exhibitions that explore the topic of the War.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

Государственный музей К.А. Федина, посвященный жизни и творчеству известного русского писателя ХХ в., был открыт 27 июня 1981 г. в Саратове, на его родине.

Фондовые коллекции музея насчитывают около 80 тысяч единиц хранения, значительная часть которых относится к периоду Великой Отечественной войны.

410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 154
http://fedinmuseum.ru/
+7 (845) 223-06-05
fedinmus@gmail.com

The K.A. Fedin State Museum showcases the life and work of the famous Russian writer of the 20thcentury, Konstantin Fedin. The Museum was opened in Saratov, the writer’s birthplace, on June 27, 1981.

The Museum collection includes some 80,000 exhibits, with a significant share of them related to the Great Patriotic War period.

154, Chernyshevsky Str., Saratov, 410002
http://fedinmuseum.ru/
+7 (845) 223 0605
fedinmus@gmail.com

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В эти годы Федин активно творчески работал в эвакуации в г. Чистополе, выезжал в составе писательской бригады на фронт под Орел, где был зачислен Почетным правофланговым 1-ой роты 1022 стрелкового полка 269 стрелковой дивизии. В его архиве сохранился почетный знак и памятная фотография, самодельные фронтовые блокноты писателя, записи из которых легли в основу цикла очерков «Освобожденная Орловщина».

Вместе с группой писателей Федин входил в состав Чрезвычайной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний, созданной в середине 1942 г. решением советского правительства. В 1943 г. комиссия посетила оскверненную фашистами могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре Псковской области. В экспозицию музея включен рисунок монастыря, сделанный Фединым в эту поездку.

В 1946 г. в качестве спецкора газеты «Известия» Федин принимал участие в заседаниях Международного военного трибунала на Нюрнбергском процессе. Сохранились его блокноты с записями и зарисовками главных военных преступников, также представленные в постоянной экспозиции музея.

Фондовые материалы, связанные с периодом Великой Отечественной войны показаны не только в музейных залах, но часто используются на передвижных выставках, посвященных этой тематике.

At the time, Fedin was working in Chistopol, where he was evacuated to. As a member of a writers’ brigade he traveled to the front lines in the vicinity of Orel, where he was enlisted as an Honorary right-flank soldier of the 1st Company of the 1022nd Rifle Regiment with the 269th Rifle Division. His archives include a badge of honor and a commemorative photograph, handmade notebooks of the writer. Entries he made in those notebooks would then be used to write a series of essays titled The Liberated Orel Land.

Fedin and other writers were members of the Extraordinary State Committee investigating the Nazi crimes. The Committee was established in mid-1942 by the Soviet Government resolution. In 1943, the Committee visited the defiled grave of Alexander Pushkin in the Svyatogorsk Monastery in the Pskov Region. The Museum exhibition includes a drawing of the monastery made by Fedin on thattrip.

In 1946, as a special correspondent for the Izvestiya newspaper, Fedin took part in the sessions of the International Military Tribunal during the Nuremberg trials. His notebooks with entries on the trials and drawings of the war criminals still remain, and are also on display at the Museum exhibition.

The Museum collection that pertains to the Great Patriotic War period is exhibited in the Museum halls and used as part of mobile exhibitions that explore the topic of the War.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Энгельсский краеведческий музей

Engels Local History Museum

Энгельсский краеведческий музей основан в 1925 году как Центральный музей Республики немцев Поволжья. Важным направлением в деятельности этого периода стало формирование фондовых коллекций. В 1920-1930-е гг. сотрудниками были собраны уникальные материалы по региональной истории, этнографии, археологии.

Первоначально в музее было три отдела: этнографический, исторический и археологический. Учреждением велась интенсивная научно-исследовательская работа. В 1926-1929 гг. были изданы «Сообщения Центрального музея».Эти печатные издания были широко известны научной общественности как в республике, так и за ее пределами, в том числе и за границей.

413100, г. Энгельс,  Саратовская область, ул. М. Горького, д. 4
https://ekmuzeum.ru/
+7 (8453) 56-70-73
mbu.ekm@mail.ru

The Engels Local History Museum was founded in 1925 as the Central Museum of the Volga German Republic. An important goal of the Museum work at the time was the compilation and expansion of its collection. In 1920s–1930s, employees collected unique materials on regional history, ethnography and archaeology. Initially, the Museum had three departments: ethnographic, historical, and archaeological.

Extensive research was carried out by the Museum employees. In 1926–1929, the Museum published a catalogue titled Reports of the Central Museum. Those publications were well-known and respected by the scientific community not only in the Republic, but in the USSR and abroad.

4, Maxim Gorky Str., Engels, Saratov Region, 413100
https://ekmuzeum.ru/
+7 (8453) 56 7073
mbu.ekm@mail.ru

null

ПРОЕКТ МУЗЕЯ

MUSEUM PROJECT

С началом Великой Отечественной войны и ликвидацией Автономной республики немцев Поволжья Центральный музей АССР НП в сентябре 1941 г. был закрыт. Большинство экспонатов из музейных коллекций было распределено по организациям на хранение. В послевоенный период музей возродился, но уже в статусе городского краеведческого музея.

В настоящее время Энгельсский краеведческий музей – одно из востребованных учреждений культуры города Энгельса. Здесь открываются выставки и экспозиции, в том числе рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны.

В 2019 году проект Энгельсского краеведческого музея «В небе фронтовом» стал победителем Всероссийского конкурса, организованного Российским военно-историческим обществом совместно с Министерством культуры Российской Федерации к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. По итогам реализации проекта в музее создан раздел экспозиции, посвященный уникальному явлению в летописи Великой Отечественной войны – истории женских авиаполков, формирование которых происходило на базе г. Энгельса под руководством легендарной летчицы, Героя Советского Союза М.М. Расковой.

With the onset of the Great Patriotic War and dissolution of the Volga German Autonomous Republic, the Central Museum of the Republic in Engels was shut down in September of 1941. Most of the exhibits from the Museum collection were distributed among other institutions for storage. In the post-war period, the Museum was reborn, but this time as a city museum of local history.

Currently, the Engels Local History Museum is one of the most popular cultural institutions in Engels. New exhibitions are constantly organized, including those that showcase the events of the Great Patriotic War.

In 2019, the Front-Line Skies project of the Engels Local History Museum won the all-Russian competition organized by the Russian Society of Military History in cooperation with the Ministry of Culture of the Russian Federation in preparation for the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War. As a result of this project, the Museum created a permanent exhibition dedicated to a unique page in the chronicle of the Great Patriotic War — the history of female air force squadrons that were formed in Engels under the leadership of the legendary fighter pilot M.M. Raskova, Hero of the Soviet Union.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

Энгельсский краеведческий музей основан в 1925 году как Центральный музей Республики немцев Поволжья. Важным направлением в деятельности этого периода стало формирование фондовых коллекций. В 1920-1930-е гг. сотрудниками были собраны уникальные материалы по региональной истории, этнографии, археологии.

Первоначально в музее было три отдела: этнографический, исторический и археологический. Учреждением велась интенсивная научно-исследовательская работа. В 1926-1929 гг. были изданы «Сообщения Центрального музея».Эти печатные издания были широко известны научной общественности как в республике, так и за ее пределами, в том числе и за границей.

413100, г. Энгельс,  Саратовская область, ул. М. Горького, д. 4
https://ekmuzeum.ru/
+7 (8453) 56-70-73
mbu.ekm@mail.ru

The Engels Local History Museum was founded in 1925 as the Central Museum of the Volga German Republic. An important goal of the Museum work at the time was the compilation and expansion of its collection. In 1920s–1930s, employees collected unique materials on regional history, ethnography and archaeology. Initially, the Museum had three departments: ethnographic, historical, and archaeological.

Extensive research was carried out by the Museum employees. In 1926–1929, the Museum published a catalogue titled Reports of the Central Museum. Those publications were well-known and respected by the scientific community not only in the Republic, but in the USSR and abroad.

4, Maxim Gorky Str., Engels, Saratov Region, 413100
https://ekmuzeum.ru/
+7 (8453) 56 7073
mbu.ekm@mail.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

ПРОЕКТ МУЗЕЯ

MUSEUM PROJECT

С началом Великой Отечественной войны и ликвидацией Автономной республики немцев Поволжья Центральный музей АССР НП в сентябре 1941 г. был закрыт. Большинство экспонатов из музейных коллекций было распределено по организациям на хранение. В послевоенный период музей возродился, но уже в статусе городского краеведческого музея.

В настоящее время Энгельсский краеведческий музей – одно из востребованных учреждений культуры города Энгельса. Здесь открываются выставки и экспозиции, в том числе рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны.

В 2019 году проект Энгельсского краеведческого музея «В небе фронтовом» стал победителем Всероссийского конкурса, организованного Российским военно-историческим обществом совместно с Министерством культуры Российской Федерации к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. По итогам реализации проекта в музее создан раздел экспозиции, посвященный уникальному явлению в летописи Великой Отечественной войны – истории женских авиаполков, формирование которых происходило на базе г. Энгельса под руководством легендарной летчицы, Героя Советского Союза М.М. Расковой.

With the onset of the Great Patriotic War and dissolution of the Volga German Autonomous Republic, the Central Museum of the Republic in Engels was shut down in September of 1941. Most of the exhibits from the Museum collection were distributed among other institutions for storage. In the post-war period, the Museum was reborn, but this time as a city museum of local history.

Currently, the Engels Local History Museum is one of the most popular cultural institutions in Engels. New exhibitions are constantly organized, including those that showcase the events of the Great Patriotic War.

In 2019, the Front-Line Skies project of the Engels Local History Museum won the all-Russian competition organized by the Russian Society of Military History in cooperation with the Ministry of Culture of the Russian Federation in preparation for the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War. As a result of this project, the Museum created a permanent exhibition dedicated to a unique page in the chronicle of the Great Patriotic War — the history of female air force squadrons that were formed in Engels under the leadership of the legendary fighter pilot M.M. Raskova, Hero of the Soviet Union.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Балашовский краеведческий музей

Balashov Local History Museum

412309,  г. Балашов, Саратовская область, парк им. Куйбышева
http://balmuseum.ru/
+7 (84545) 4-12-44
balmuzeum@yandex.ru

Kuybyshev Park, Balashov, Saratov Region, 412309
http://balmuseum.ru/
+7 (84545) 41 244
balmuzeum@yandex.ru

null

ПРОЕКТ МУЗЕЯ

MUSEUM PROJECT

С началом Великой Отечественной войны краеведческий музей в Балашове был закрыт. Здание музея, расположенное в центре города, в парке Куйбышева, было передано штабу местной противовоздушной обороны. Экспонаты музея перевезли в одну из комнат городской библиотеки. Таким образом удалось сохранить фондовые коллекции.

После окончания войны работа музея была возобновлена в прежнем здании. В настоящее время Балашовский краеведческий музей – крупнейший муниципальный музей в Правобережье Саратовской области. Один из залов постоянной экспозиции посвящен истории Балашовского края в годы Великой Отечественной войны.

With the onset of the Great Patriotic War, the Local History Museum in Balashov was shut down. The Museum Building in the very center of the town — the Kuybyshev Park — was given over to the headquarters of the local anti-air unit. Museum exhibits were transferred to one of the rooms of the city library. This way, the Museum collection was preserved throughout the War.

After the War was over, the Museum resumed its work in the original building. Currently, the Balashov Local History Museum is the largest municipal museum in the Right-Bank Territory of the Saratov Region. One of the permanent exhibition halls is dedicated to the history of the Balashov district during the Great Patriotic War.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

412309,  г. Балашов, Саратовская область, парк им. Куйбышева
http://balmuseum.ru/
+7 (84545) 4-12-44
balmuzeum@yandex.ru

Kuybyshev Park, Balashov, Saratov Region, 412309
http://balmuseum.ru/
+7 (84545) 41 244
balmuzeum@yandex.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

ПРОЕКТ МУЗЕЯ

MUSEUM PROJECT

С началом Великой Отечественной войны краеведческий музей в Балашове был закрыт. Здание музея, расположенное в центре города, в парке Куйбышева, было передано штабу местной противовоздушной обороны. Экспонаты музея перевезли в одну из комнат городской библиотеки. Таким образом удалось сохранить фондовые коллекции.

После окончания войны работа музея была возобновлена в прежнем здании. В настоящее время Балашовский краеведческий музей – крупнейший муниципальный музей в Правобережье Саратовской области. Один из залов постоянной экспозиции посвящен истории Балашовского края в годы Великой Отечественной войны.

With the onset of the Great Patriotic War, the Local History Museum in Balashov was shut down. The Museum Building in the very center of the town — the Kuybyshev Park — was given over to the headquarters of the local anti-air unit. Museum exhibits were transferred to one of the rooms of the city library. This way, the Museum collection was preserved throughout the War.

After the War was over, the Museum resumed its work in the original building. Currently, the Balashov Local History Museum is the largest municipal museum in the Right-Bank Territory of the Saratov Region. One of the permanent exhibition halls is dedicated to the history of the Balashov district during the Great Patriotic War.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Вольский краеведческий музей

Volsk Local History Museum

412906 г. Вольск, Саратовская область, ул. Октябрьская, д.110
http://vkmvolsk.ru/
+7 (84593) 7-41-96
muz.volsky@yandex.ru

110, Oktyabrskaya Str., Volsk, Saratov Region, 412906
http://vkmvolsk.ru/
+7 (84593) 74 196
muz.volsky@yandex.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В годы Великой Отечественной войны научные сотрудники Вольского краеведческого музея вели большую научно-исследовательскую работу. Особенно значительный вклад внесли основатель отдела природы П.С. Козлов и основатель отдела геологии М.Н. Матесова.

Еще в 1930-х годах Павел Сергеевич Козлов начал изучать лекарственные травы и другие ценные растения Вольского края. Практически с первых дней войны Красная Армия предъявила большой спрос на лекарства. Согласно плану областного и Вольского аптекоуправления нужно было заготовить 18 видов растений. Работа по обследованию и заготовке лекарственных растений была возложена на научного сотрудника П.С. Козлова. Под его руководством было собрано 11190 кг лечебных трав для военных госпиталей и медицинских учреждений. Вся работа по заготовке лекарственного сырья, его сушке и сортировке была сосредоточена в отделе природы краеведческого музея и проходила под непосредственным руководством П.С.Козлова. По качеству и количеству собранных лекарственных растений Вольский район занял одно из первых мест в Российской Федерации.

Большая работа по использованию местных ресурсов для помощи фронту была развернута Марией Никитичной Матесовой. Открытые ею залежи опоки и нормального песка использовались в промышленном производстве цемента. Вольский цемент применялся для изготовления корпусов мин, которые не обнаруживались миноискателем, колпаков для дотов, цементных бомб для обучения прицельному бомбометанию. По инициативе «Гипроцемента» Матесова создала химические грелки – согревающие пакеты. Сделанные в лаборатории музея и опробованные в госпиталях, они изготавливались на цементных заводах и отправлялись на фронт. Мария Никитична продолжала исследование образцов глин для применения их в лечебных целях. Один из образцов дал целебный эффект и был использован в трех местных госпиталях. М.Н. Матесова провела значительную работу по использованию вольских сорбентов для очистки керосина и бензина.

Большую научно-просветительскую работу проводил директор музея Иван Васильевич Обухов. Его интересные лекции о мужестве и героизме, патриотизме советских людей, в том числе героев-земляков, можно было услышать на предприятиях, в учебных заведениях, в госпиталях города. Кроме того, он продолжал собирательскую работу, накапливая материалы о вольчанах – участниках Великой Отечественной войны. За годы войны фонды музея пополнились и продукцией промышленных предприятий и местных артелей.

During the Great Patriotic War, employees of the Volsk Local History Museum conducted extensive research work. Especially significant contribution was made by P.S. Kozlov, founder of the Department of Nature, and M.N. Matesova, founder of the Department of Geology.

Back in 1930s, Pavel S. Kozlov began his research into medicinal herbs and other valuable plants of the Volsk district. From the very onset of the War, the Red Army required a lot of medicines. According to the supply plan, the pharmacy departments of Volsk and Saratov Region had to stockpile 18 types of plants. The work was entrusted to the Museum employee P.S. Kozlov. Under his guidance, 11,190 kg of medicinal plants was stockpiled to supply military hospitals and other medical institutions. The harvesting, drying and sorting of medicinal plants was supervised by the Department of Nature of the Local History Museum, and P.S. Kozlov was personally supervising the process. In terms of quality and quantity of the stockpiled plants, Volsky district was one of the best region across the Soviet Union.

Extensive research into locally available resources for the war effort was also carried out by Maria N. Matesova. Silicate and sand deposits that she discovered would be used for the industrial-scale production of cement. Cement from Volsk was used to produce mine casings that were invisible to mine detectors, pillbox caps, and cement bombs for training purposes. Following up on the initiative of the Giprocement Institute, Matesova worked to create chemical warming pads. These were developed in the Museum laboratory, tested at the local hospitals, produced at cement plants and later sent to the front lines. Maria Matesova continued her research into properties of clay for medicinal purposes. One of the samples showed healing properties and would then be used in three local hospitals. M.N. Matesova also carried out extensive research into the locally-sourced sorbents for use as rectifying agents in kerosene and gasoline production.

Museum director Ivan V. Obukhov also conducted research and held a number of lectures. His captivating speeches on valor, heroism and patriotism of the Soviet people, including heroic locals, could be heard at factories, schools and hospitals of the city. Additionally, he continued to expand the Museum collection by gathering data and materials on Volsk residents who took part in the Great Patriotic War. During the War, products of local industries and cooperatives were added to the Museum collection.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

412906 г. Вольск, Саратовская область, ул. Октябрьская, д.110
http://vkmvolsk.ru/
+7 (84593) 7-41-96
muz.volsky@yandex.ru

110, Oktyabrskaya Str., Volsk, Saratov Region, 412906
http://vkmvolsk.ru/
+7 (84593) 74 196
muz.volsky@yandex.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В годы Великой Отечественной войны научные сотрудники Вольского краеведческого музея вели большую научно-исследовательскую работу. Особенно значительный вклад внесли основатель отдела природы П.С. Козлов и основатель отдела геологии М.Н. Матесова.

Еще в 1930-х годах Павел Сергеевич Козлов начал изучать лекарственные травы и другие ценные растения Вольского края. Практически с первых дней войны Красная Армия предъявила большой спрос на лекарства. Согласно плану областного и Вольского аптекоуправления нужно было заготовить 18 видов растений. Работа по обследованию и заготовке лекарственных растений была возложена на научного сотрудника П.С. Козлова. Под его руководством было собрано 11190 кг лечебных трав для военных госпиталей и медицинских учреждений. Вся работа по заготовке лекарственного сырья, его сушке и сортировке была сосредоточена в отделе природы краеведческого музея и проходила под непосредственным руководством П.С.Козлова. По качеству и количеству собранных лекарственных растений Вольский район занял одно из первых мест в Российской Федерации.

Большая работа по использованию местных ресурсов для помощи фронту была развернута Марией Никитичной Матесовой. Открытые ею залежи опоки и нормального песка использовались в промышленном производстве цемента. Вольский цемент применялся для изготовления корпусов мин, которые не обнаруживались миноискателем, колпаков для дотов, цементных бомб для обучения прицельному бомбометанию. По инициативе «Гипроцемента» Матесова создала химические грелки – согревающие пакеты. Сделанные в лаборатории музея и опробованные в госпиталях, они изготавливались на цементных заводах и отправлялись на фронт. Мария Никитична продолжала исследование образцов глин для применения их в лечебных целях. Один из образцов дал целебный эффект и был использован в трех местных госпиталях. М.Н. Матесова провела значительную работу по использованию вольских сорбентов для очистки керосина и бензина.

Большую научно-просветительскую работу проводил директор музея Иван Васильевич Обухов. Его интересные лекции о мужестве и героизме, патриотизме советских людей, в том числе героев-земляков, можно было услышать на предприятиях, в учебных заведениях, в госпиталях города. Кроме того, он продолжал собирательскую работу, накапливая материалы о вольчанах – участниках Великой Отечественной войны. За годы войны фонды музея пополнились и продукцией промышленных предприятий и местных артелей.

During the Great Patriotic War, employees of the Volsk Local History Museum conducted extensive research work. Especially significant contribution was made by P.S. Kozlov, founder of the Department of Nature, and M.N. Matesova, founder of the Department of Geology.

Back in 1930s, Pavel S. Kozlov began his research into medicinal herbs and other valuable plants of the Volsk district. From the very onset of the War, the Red Army required a lot of medicines. According to the supply plan, the pharmacy departments of Volsk and Saratov Region had to stockpile 18 types of plants. The work was entrusted to the Museum employee P.S. Kozlov. Under his guidance, 11,190 kg of medicinal plants was stockpiled to supply military hospitals and other medical institutions. The harvesting, drying and sorting of medicinal plants was supervised by the Department of Nature of the Local History Museum, and P.S. Kozlov was personally supervising the process. In terms of quality and quantity of the stockpiled plants, Volsky district was one of the best region across the Soviet Union.

Extensive research into locally available resources for the war effort was also carried out by Maria N. Matesova. Silicate and sand deposits that she discovered would be used for the industrial-scale production of cement. Cement from Volsk was used to produce mine casings that were invisible to mine detectors, pillbox caps, and cement bombs for training purposes. Following up on the initiative of the Giprocement Institute, Matesova worked to create chemical warming pads. These were developed in the Museum laboratory, tested at the local hospitals, produced at cement plants and later sent to the front lines. Maria Matesova continued her research into properties of clay for medicinal purposes. One of the samples showed healing properties and would then be used in three local hospitals. M.N. Matesova also carried out extensive research into the locally-sourced sorbents for use as rectifying agents in kerosene and gasoline production.

Museum director Ivan V. Obukhov also conducted research and held a number of lectures. His captivating speeches on valor, heroism and patriotism of the Soviet people, including heroic locals, could be heard at factories, schools and hospitals of the city. Additionally, he continued to expand the Museum collection by gathering data and materials on Volsk residents who took part in the Great Patriotic War. During the War, products of local industries and cooperatives were added to the Museum collection.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Краеведческий музей Петровского муниципального района Саратовской области

Local History Museum of the Petrovsk Municipal District, Saratov Region

412540 г. Петровск, Саратовская область, ул. Л.Толстого, д. 45а
http://petrovsk-muzey.ru/
+7 (84555) 2-63-06
muzey1923@yandex.ru

45a, Leo Tolstoy Str., Petrovsk, Saratov Region, 412540
http://petrovsk-muzey.ru/
+7 (84555) 26 306
muzey1923@yandex.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Петровский краеведческий музей, открытый в 1923 году, вплоть до конца 1940-х годов не имел постоянной экспозиции. Долгое время у городского музея не было даже своего помещения.

Лишь перед самым началом Великой Отечественной войны, сменив несколько зданий, музей обрел свои стены – он был переведён в домик с мезонином на бывшей площади Революции.

Но экспозицию создать не успели – началась война. Вскоре сюда перемещают местную школу, здание которой отдают под госпиталь, и функционирование музея оказывается прерванным на два года. В это время музейными сотрудниками проводилась большая патриотическая работа среди местного населения.

И лишь в 1943 году, когда из Петровска были эвакуированы госпитали, жизнь стала возвращаться в своё русло. Школа, занимавшая здание музея, вернулась в родные стены.

А музей обрёл, наконец, свой очаг. В это время музей возглавила учитель географии Надежда Сергеевна Архангельская. Под её руководством стала создаваться постоянная экспозиция, отражавшая разные периоды истории земли Петровской.

The Petrovsk Local History Museum — opened in 1923 — did not have a permanent exhibition until the late 1940s. The Museum did not even have its own building at the time.

It wasn’t until the eve of the Great Patriotic War that the Museum — having changed several buildings over the years — would settle in a small house with a mezonin on the former Revolution Sq.

But the War broke out, and the Museum employees did not have time to set out a permanent exhibition. Soon, a local school was also transferred there, as the school building was given over to a military hospital. The Museum operation was disrupted for two more years. At the time, Museum employees were carrying out extensive patriotic work among the local populace, raising morale.

Only in 1943, when hospitals were evacuated from Petrovsk, life began returning to normal. The school returned to its original building, and the Museum finally had a place to call home.

At the time, a school teacher of geography Nadezhda S. Arkhangelskaya was heading the Museum. Under her guidance, a permanent exhibition, which reflected various periods in the region’s history, was finally compiled and set up.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

412540 г. Петровск, Саратовская область, ул. Л.Толстого, д. 45а
http://petrovsk-muzey.ru/
+7 (84555) 2-63-06
muzey1923@yandex.ru

45a, Leo Tolstoy Str., Petrovsk, Saratov Region, 412540
http://petrovsk-muzey.ru/
+7 (84555) 26 306
muzey1923@yandex.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Петровский краеведческий музей, открытый в 1923 году, вплоть до конца 1940-х годов не имел постоянной экспозиции. Долгое время у городского музея не было даже своего помещения.

Лишь перед самым началом Великой Отечественной войны, сменив несколько зданий, музей обрел свои стены – он был переведён в домик с мезонином на бывшей площади Революции.

Но экспозицию создать не успели – началась война. Вскоре сюда перемещают местную школу, здание которой отдают под госпиталь, и функционирование музея оказывается прерванным на два года. В это время музейными сотрудниками проводилась большая патриотическая работа среди местного населения.

И лишь в 1943 году, когда из Петровска были эвакуированы госпитали, жизнь стала возвращаться в своё русло. Школа, занимавшая здание музея, вернулась в родные стены.

А музей обрёл, наконец, свой очаг. В это время музей возглавила учитель географии Надежда Сергеевна Архангельская. Под её руководством стала создаваться постоянная экспозиция, отражавшая разные периоды истории земли Петровской.

The Petrovsk Local History Museum — opened in 1923 — did not have a permanent exhibition until the late 1940s. The Museum did not even have its own building at the time.

It wasn’t until the eve of the Great Patriotic War that the Museum — having changed several buildings over the years — would settle in a small house with a mezonin on the former Revolution Sq.

But the War broke out, and the Museum employees did not have time to set out a permanent exhibition. Soon, a local school was also transferred there, as the school building was given over to a military hospital. The Museum operation was disrupted for two more years. At the time, Museum employees were carrying out extensive patriotic work among the local populace, raising morale.

Only in 1943, when hospitals were evacuated from Petrovsk, life began returning to normal. The school returned to its original building, and the Museum finally had a place to call home.

At the time, a school teacher of geography Nadezhda S. Arkhangelskaya was heading the Museum. Under her guidance, a permanent exhibition, which reflected various periods in the region’s history, was finally compiled and set up.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Пугачевский краеведческий музей им. К.И. Журавлева

K.I. Zhuravliov Local History Museum in Pugachiov

413720, г. Пугачёв, Саратовская область, ул. Топорковская, д. 25
http://muzey-pugachjov.ru/
+7 (84574) 2-24-25
Suleymanova@yandex.ru

25, Toporkovskaya Str., Pugachiov, Saratov Region, 413720
http://muzey-pugachjov.ru/
+7 (84574) 22 425
Suleymanova@yandex.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В начале Великой Отечественной войны из-за необходимости экстренного предоставления помещения для воинской части Пугачевский краеведческий музей был в спешном порядке, в течение двух дней, свернут, а имущество (экспонаты и витрины) было перемещено в подвал районного отдела народного образования. Музейному имуществу и коллекциям был нанесен непоправимый ущерб. Особенно пострадала зоологическая коллекция, от которой сохранилась лишь небольшая часть.

Здание с серьезными повреждениями было возвращено музею лишь в ноябре 1943 года. В начале 1944 года постоянная экспозиция музея оставалась свернутой. Директор музея К.И.Журавлев тяжело болел. Однако работа не прекращалась. Были организованы новые передвижные выставки: «Победоносное наступление Красной Армии зимой 1943-1944 гг.», «Комсомол на фронтах Великой Отечественной войны».

В августе 1944 года директором музея была назначена Т.К. Белова, под руководством которой началась работа по восстановлению основной экспозиции и ремонту здания. К апрелю 1945 года работа по восстановлению экспозиции в основном была закончена.

At the start of the Great Patriotic War, the Museum building was requisitioned to be used as barracks for a stationed military unit. The exhibits and displays were packed away within two days to be moved to the cellars of the regional department of public education. Unfortunately, the Museum property was severely damaged as a result. The collection of zoological exhibits in particular — only a small part survived the enforced storage.

The building — severely damaged, tpp — was returned to the Museum in November of 1943. At the start of 1944, the permanent exhibition was still not on. Museum director K.I. Zhuravliov was seriously ill at the time. But the work never stopped however. Mobile exhibitions were organized regularly, including The Victorious Offensive of the Red Army in the Winter of 1943–1944, and Komsomol at the Front Lines of the Great Patriotic War.

In August of 1944, T.K. Belova was appointed the Museum director, and she started the hard work of restoring the permanent exhibition and renovating the Museum building. By April 1945, the restoration project was mostly complete.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

413720, г. Пугачёв, Саратовская область, ул. Топорковская, д. 25
http://muzey-pugachjov.ru/
+7 (84574) 2-24-25
Suleymanova@yandex.ru

25, Toporkovskaya Str., Pugachiov, Saratov Region, 413720
http://muzey-pugachjov.ru/
+7 (84574) 22 425
Suleymanova@yandex.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

В начале Великой Отечественной войны из-за необходимости экстренного предоставления помещения для воинской части Пугачевский краеведческий музей был в спешном порядке, в течение двух дней, свернут, а имущество (экспонаты и витрины) было перемещено в подвал районного отдела народного образования. Музейному имуществу и коллекциям был нанесен непоправимый ущерб. Особенно пострадала зоологическая коллекция, от которой сохранилась лишь небольшая часть.

Здание с серьезными повреждениями было возвращено музею лишь в ноябре 1943 года. В начале 1944 года постоянная экспозиция музея оставалась свернутой. Директор музея К.И.Журавлев тяжело болел. Однако работа не прекращалась. Были организованы новые передвижные выставки: «Победоносное наступление Красной Армии зимой 1943-1944 гг.», «Комсомол на фронтах Великой Отечественной войны».

В августе 1944 года директором музея была назначена Т.К. Белова, под руководством которой началась работа по восстановлению основной экспозиции и ремонту здания. К апрелю 1945 года работа по восстановлению экспозиции в основном была закончена.

At the start of the Great Patriotic War, the Museum building was requisitioned to be used as barracks for a stationed military unit. The exhibits and displays were packed away within two days to be moved to the cellars of the regional department of public education. Unfortunately, the Museum property was severely damaged as a result. The collection of zoological exhibits in particular — only a small part survived the enforced storage.

The building — severely damaged, tpp — was returned to the Museum in November of 1943. At the start of 1944, the permanent exhibition was still not on. Museum director K.I. Zhuravliov was seriously ill at the time. But the work never stopped however. Mobile exhibitions were organized regularly, including The Victorious Offensive of the Red Army in the Winter of 1943–1944, and Komsomol at the Front Lines of the Great Patriotic War.

In August of 1944, T.K. Belova was appointed the Museum director, and she started the hard work of restoring the permanent exhibition and renovating the Museum building. By April 1945, the restoration project was mostly complete.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Хвалынский краеведческий музей

Khvalynsk Local History Museum

412785, г. Хвалынск, Саратовская область, ул. Революционная, д. 120
https://km-khvalynsk.srt.muzkult.ru/
+7 (84595) 2-19-08)
hvalynmuzeum@yandex.ru

120, Revolyutsionnaya Str., Khvalynsk, Saratov Region, 412785
https://km-khvalynsk.srt.muzkult.ru/
+7 (84595) 21 908
hvalynmuzeum@yandex.ru

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Хвалынский краеведческий музей – один из старейших музеев в Поволжье.

В начале Великой Отечественной войны музеем руководил бывший научный сотрудник музея Василий Федорович Орехов – художник, археолог, родственник и сподвижник М.А. Радищева, основателя музея. К сожалению, в музее не сохранилось никаких документальных свидетельств того, как работал музей в 1941 г. Известно лишь, что после смерти В.Ф. Орехова летом 1942 г. музей около пяти месяцев был закрыт. Новым директором стала Нина Васильевна Серкова.

В ноябре 1942 г. хвалынская газета «Большевистский путь» поместила маленькое объявление с режимом работы музея, а в декабре того же года была опубликована заметка «В районном музее». Она подписана Е.А. Румянцевым, ведущим специалистом в области консервации археологических находок в Государственном Эрмитаже.

Согласно отчету музея за 1943 г., Румянцев принял участие в реставрации и консервации музейных коллекций. Следуя велению времени, Н.В. Серкова запланировала выставку, посвященную Великой Отечественной войне. Вероятно, для этой цели были закуплены листовки – окна ТАСС и агитационные плакаты (не сохранились).

В январе 1944 г. в местной газете публикуется заметка с планами на 1944 г. Но в конце года Серкова заболела, и ее сменил Владимир Дмитриевич Микулин – учитель физики, талантливый лектор и журналист. Под его руководством была создана выставка, посвященная борьбе России с иноземными захватчиками, в том числе с фашистской Германией. Об этом рассказывает первая газетная заметка, написанная им на посту руководителя музея.

The Khvalynsk Local History Museum is one of the oldest museums in the Volga region.

At the start of the Great Patriotic War, the Museum was headed by its former research associate Vasily F. Orekhov — artist, archaeologist, relative and associate of M.A. Radischev, the founder of the Museum. Unfortunately, no evidence is left that would describe the work of the Museum in 1941. The only thing we know is that after V.F. Orekhov’s death in 1942, the Museum was shut down for approximately five months. Nina V. Serkova became the new director of the Museum.

In November 1942, the Khvalynsk Bolshevistsky Put newspaper published a small advertisement with the Museum’s working hours. Later that year, the same newspaper also published an article titled In the District Museum. The article was written by Ye.A. Rumyantsev, a leading specialist in conservation of archaeological finds with the State Hermitage Museum.

According to the 1943 report of the Museum, Rumyantsev took part in the restoration and conservation of the Museum collection. Following the “Zeitgeist”, N.V. Serkova organized an exhibition dedicated to the Great Patriotic War. It is likely that various posters were purchased to this end, including propaganda leaflets and posters created by TASS Windows, but they did not survive.

In January 1944, a local newspaper published an article  detailing the Museum’s plans for 1944. At the end of the year, Nina Serkova fell ill, and Vladimir D. Mikulin assumed the position of the Museum director. Under the guidance of the physics teacher, talented lecturer and journalist, the Museum organized an exhibition dedicated to the Russian struggle against the foreign invaders, including the Nazi Germany. We know this from yet another article in local newspapers that he himself published at the time.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

412785, г. Хвалынск, Саратовская область, ул. Революционная, д. 120
https://km-khvalynsk.srt.muzkult.ru/
+7 (84595) 2-19-08)
hvalynmuzeum@yandex.ru

120, Revolyutsionnaya Str., Khvalynsk, Saratov Region, 412785
https://km-khvalynsk.srt.muzkult.ru/
+7 (84595) 21 908
hvalynmuzeum@yandex.ru

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Хвалынский краеведческий музей – один из старейших музеев в Поволжье.

В начале Великой Отечественной войны музеем руководил бывший научный сотрудник музея Василий Федорович Орехов – художник, археолог, родственник и сподвижник М.А. Радищева, основателя музея. К сожалению, в музее не сохранилось никаких документальных свидетельств того, как работал музей в 1941 г. Известно лишь, что после смерти В.Ф. Орехова летом 1942 г. музей около пяти месяцев был закрыт. Новым директором стала Нина Васильевна Серкова.

В ноябре 1942 г. хвалынская газета «Большевистский путь» поместила маленькое объявление с режимом работы музея, а в декабре того же года была опубликована заметка «В районном музее». Она подписана Е.А. Румянцевым, ведущим специалистом в области консервации археологических находок в Государственном Эрмитаже.

Согласно отчету музея за 1943 г., Румянцев принял участие в реставрации и консервации музейных коллекций. Следуя велению времени, Н.В. Серкова запланировала выставку, посвященную Великой Отечественной войне. Вероятно, для этой цели были закуплены листовки – окна ТАСС и агитационные плакаты (не сохранились).

В январе 1944 г. в местной газете публикуется заметка с планами на 1944 г. Но в конце года Серкова заболела, и ее сменил Владимир Дмитриевич Микулин – учитель физики, талантливый лектор и журналист. Под его руководством была создана выставка, посвященная борьбе России с иноземными захватчиками, в том числе с фашистской Германией. Об этом рассказывает первая газетная заметка, написанная им на посту руководителя музея.

The Khvalynsk Local History Museum is one of the oldest museums in the Volga region.

At the start of the Great Patriotic War, the Museum was headed by its former research associate Vasily F. Orekhov — artist, archaeologist, relative and associate of M.A. Radischev, the founder of the Museum. Unfortunately, no evidence is left that would describe the work of the Museum in 1941. The only thing we know is that after V.F. Orekhov’s death in 1942, the Museum was shut down for approximately five months. Nina V. Serkova became the new director of the Museum.

In November 1942, the Khvalynsk Bolshevistsky Put newspaper published a small advertisement with the Museum’s working hours. Later that year, the same newspaper also published an article titled In the District Museum. The article was written by Ye.A. Rumyantsev, a leading specialist in conservation of archaeological finds with the State Hermitage Museum.

According to the 1943 report of the Museum, Rumyantsev took part in the restoration and conservation of the Museum collection. Following the “Zeitgeist”, N.V. Serkova organized an exhibition dedicated to the Great Patriotic War. It is likely that various posters were purchased to this end, including propaganda leaflets and posters created by TASS Windows, but they did not survive.

In January 1944, a local newspaper published an article  detailing the Museum’s plans for 1944. At the end of the year, Nina Serkova fell ill, and Vladimir D. Mikulin assumed the position of the Museum director. Under the guidance of the physics teacher, talented lecturer and journalist, the Museum organized an exhibition dedicated to the Russian struggle against the foreign invaders, including the Nazi Germany. We know this from yet another article in local newspapers that he himself published at the time.

МЕДИА | MEDIA
null

null

Мемориальный дом-музей В.И. Чапаева

Memorial House of Vasily I. Chapayev

413720,  г.  Пугачёв,  Саратовская область, ул. Карла  Маркса, д. 229
https://muzei-chapaeva.ucoz.com/
+7 (84574) 2-26-75
muzey.chapay2@mail.ru

229, Karl Marx Str., Pugachiov, Saratov Region, 413720
https://muzei-chapaeva.ucoz.com/
+7 (84574) 22 675
muzey.chapay2@mail.ru 

null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Мемориальный Дом-музей В.И. Чапаева, открытый в г. Пугачеве в 1939 году, работал и в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году ушел на фронт директор музея Борис Николаевич Сыч, и музей возглавила его жена Вера Ивановна Сыч.

Посетителями музея были курсанты летных школ, красноармейцы, студенты, учащиеся школ и воспитанники детских садов. Жизнь легендарного земляка В.И. Чапаева, о которой рассказывалось в музее, стала примером подвижничества, она вдохновляла советских бойцов на подвиги ради высокой цели – свободы Отечества. Об этом свидетельствуют записи в Книге отзывов музея.

В фондах музея хранятся коллекции В.И. Чапаева и его соратников. Экспозиция рассказывает о жизни и боевой деятельности В.И. Чапаева, его семье, об участии дивизии имени В.И. Чапаева в Великой Отечественной войне.

The Memorial House of Vasily I. Chapayev that was opened in the city of Pugachiov in 1939 remained in operation throughout the Great Patriotic War. In 1941, Director Boris N. Sych joined the army and left for the front lines. The Museum was left in the care of his wife, Vera I. Sych.

Among the Museum visitors were cadets of flight schools, soldiers of the Red Army, students and schoolchildren and even children from kindergartens. The life of V.I. Chapayev, a renowned local, to whom the the Museum display was dedicated  became a paragon of self-sacrifice, and inspiration for many soldiers to give everything they had for the greater good, for the freedom of the Motherland. This is evidenced by entries in the Museum’s guest book.

Among the museum exhibits are collection of items that belonged to Vasily Chapayev and his comrades-in-arms, The exhibition highlights the life and military deeds of V.I. Chapayev, his family,the division named after the celebrated commander and its battle feat in the Great Patriotic War.

null

О МУЗЕЕ | ABOUT

413720,  г.  Пугачёв,  Саратовская область, ул. Карла  Маркса, д. 229
https://muzei-chapaeva.ucoz.com/
+7 (84574) 2-26-75
muzey.chapay2@mail.ru

229, Karl Marx Str., Pugachiov, Saratov Region, 413720
https://muzei-chapaeva.ucoz.com/
+7 (84574) 22 675
muzey.chapay2@mail.ru 

ХРАНИТЕЛИ МИРА | PEACEKEEPERS
null

МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ

MUSEUM DURING THE WAR

Мемориальный Дом-музей В.И. Чапаева, открытый в г. Пугачеве в 1939 году, работал и в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году ушел на фронт директор музея Борис Николаевич Сыч, и музей возглавила его жена Вера Ивановна Сыч.

Посетителями музея были курсанты летных школ, красноармейцы, студенты, учащиеся школ и воспитанники детских садов. Жизнь легендарного земляка В.И. Чапаева, о которой рассказывалось в музее, стала примером подвижничества, она вдохновляла советских бойцов на подвиги ради высокой цели – свободы Отечества. Об этом свидетельствуют записи в Книге отзывов музея.

В фондах музея хранятся коллекции В.И. Чапаева и его соратников. Экспозиция рассказывает о жизни и боевой деятельности В.И. Чапаева, его семье, об участии дивизии имени В.И. Чапаева в Великой Отечественной войне.

The Memorial House of Vasily I. Chapayev that was opened in the city of Pugachiov in 1939 remained in operation throughout the Great Patriotic War. In 1941, Director Boris N. Sych joined the army and left for the front lines. The Museum was left in the care of his wife, Vera I. Sych.

Among the Museum visitors were cadets of flight schools, soldiers of the Red Army, students and schoolchildren and even children from kindergartens. The life of V.I. Chapayev, a renowned local, to whom the the Museum display was dedicated  became a paragon of self-sacrifice, and inspiration for many soldiers to give everything they had for the greater good, for the freedom of the Motherland. This is evidenced by entries in the Museum’s guest book.

Among the museum exhibits are collection of items that belonged to Vasily Chapayev and his comrades-in-arms, The exhibition highlights the life and military deeds of V.I. Chapayev, his family,the division named after the celebrated commander and its battle feat in the Great Patriotic War.

МЕДИА | MEDIA
null